В образовательном центре «Протон» разработана стратегия инженерного образования, основными аспектами которой являются совместная деятельность педагогов и обучающихся, организация проектной деятельности по инженерному направлению, мониторинг эффективности образовательного процесса в инженерном классе.
Конечно, качество профильного преподавания в инженерном классе во многом зависит от традиций школы и от того, какие педагоги работают с ребятами. И в этом плане школе очень повезло: на протяжении многих лет партнером школы был один из главных технических вузов страны - МГТУ имени Н.Э.Баумана, совместно с которым мы продолжаем развивать инженерно-техническое профильное образование.
Учителя, работающие в инженерном классе, будучи высочайшими профессионалами в своей области, показывают пример ученикам, расширяя собственную сферу знаний. В этом году все преподаватели профильных предметов прошли обучение на курсах повышения квалификации в МГТУ имени Н.Э.Баумана. Они слушали, в частности, следующие курсы: «Курс геометрии в инженерном классе как инструмент предпрофессиональной подготовки. Колебания и волны», «Курс физики в инженерном классе как инструмент предпрофессиональной подготовки. Векторы и метод координат», «Система инновационного менеджмента в профильном инженерно-техническом образовании». Также был прослушан курс в МАИ «Проектно-исследовательская деятельность учащихся старших классов в рамках начального инженерно-технического образования».
Ежегодно учителя принимают участие в научно-методической конференции «Формирование интеллектуальной развивающей среды предпрофессионального инженерно-технического обучения в профильных школах МГТУ им. Н.Э.Баумана», с большим профессиональным интересом посещают мастер-классы по изучению методики углубленного предпрофессионального обучения для будущих инженеров.
На площадках столичных технических вузов в рамках проекта «Университетская среда для учителей» педагоги участвуют в семинарах, лекциях, круглых столах, расширяя кругозор в научно-технической сфере и определяя перспективные направления проектной деятельности для обучающихся.
В образовательном центре «Протон» совместно с техническими вузами-партнерами (МИСиС, МАИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана) организована системная работа по подготовке школьниками инженерных проектов. В начале учебного года ребята выбирают для себя направление проектной работы и определяются с научным руководителем. В этом году 10‑й инженерный класс обучается на элективных курсах по подготовке индивидуальных проектов в МИСиС и МАИ, что способствует формированию команды по решению той или иной инженерной задачи: ученик - научный руководитель (учитель) - консультант (преподаватель вуза).
Важным промежуточным этапом при подготовке инженерных проектов к защите стало проведение в декабре проектно-исследовательской сессии. В этом году она прошла в рамках школьного этапа Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ в образовательном центре «Протон». 28 учащихся 10‑го инженерного класса представили перед экспертной комиссией, состоящей из педагогов школы, преподавателей и студентов вузов-партнеров, а также инженеров центра «Протон», свои индивидуальные проекты.
Знания и компетенции, необходимые для решения проектных инженерных задач, наши старшеклассники получают на мастер-классах, практикумах, занятиях в рамках реализации программ инженерно-технической направленности в лабораториях вузов, лекциях в рамках проекта «Инженерные субботы». Причем обучаются они даже на каникулах. Весь июнь ребята участвовали в профессиональном лектории МГТУ имени Н.Э.Баумана «Бауманская школа будущих инженеров. Введение в инженерную специальность». Ведущие ученые России читали школьникам лекции по наземным транспортным средствам, наноинженерии, проектированию технологических машин и комплексов, биомедицинской технике, космической робототехнике и многим другим темам.
Помимо этого школьники проверяют свои знания, участвуя в инженерных олимпиадах и конкурсах различного уровня (в том числе Московской предпрофессиональной олимпиаде). 10‑й инженерный класс центра «Протон» показал высокий результат, набрав 96 баллов из 100 на муниципальном этапе в командном стратегическом московском соревновании «Космос». В этом году в ноябре команда наших будущих инженеров впервые приняла участие в проектно-исследовательской инженерной школе «Город будущего» в рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы «Инженерные каникулы». В результате конкурсных испытаний команда «Протона» заняла второе место, продемонстрировав целый производственный цикл по изготовлению реальных изделий.
Учиться в инженерном классе сложно, но невероятно интересно! Наши ученики достойно справляются с этой задачей, получая знания, приобретая опыт, создавая и защищая свои исследовательские и проектные работы. А главное - мы вместе учимся ставить перед собой цели и достигать их.

Юлия СОЛОНЮК, методист образовательного центра «Протон»