Маргарита ЛИХАЧЕВА, заслуженный учитель России, обладатель почетного знака «За заслуги перед Великим Новгородом», учитель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:
- Я классный руководитель девятого класса, в котором также веду русский язык. Поэтому знаю, как мои подопечные боялись собеседования и как переживали их родители. Результат: больше половины класса получили наивысший результат - 19 баллов. Считаю этот опыт ценным и положительным. Во-первых, мои ученики отвечали перед педагогами, которые не преподают русский язык. Это дало возможность ребятам раскрыться как личностям, продемонстрировать свой интеллект и повысить самооценку. Во-вторых, даже ученики, которые считались слабыми, показали высокие результаты. Я связываю это с тем фактом, что в письменных работах многие дети стараются отвечать кратко, чтобы не наделать ошибок, а устный ответ дал возможность ребятам не бояться. Я пожелала бы, чтобы баллы, полученные в зачете при этом испытании, имели значение. Сейчас ставится зачет или незачет. А ребята любят конкретную, в цифрах, оценку результата своего труда.

Сергей ТЫЧИНИН, директор школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Семилуки, Воронежская область:
- В прошлом году в режиме апробации у нас уже проходило итоговое собеседование по русскому языку, поэтому небольшой опыт есть. В этом году мы, можно сказать, работали в штатном режиме: с сентября-октября учителя-предметники, классные руководители и администрация вместе с учениками начали вести подготовку к итоговому собеседованию. Мы информировали и самих девятиклассников, и их родителей о структуре и сложности заданий, критериях оценки. При этом использовали демонстрационный вариант итогового собеседования на сайте ФИПИ. 13 февраля в итоговом собеседовании у нас участвовали 148 девятиклассников, было подготовлено пять аудиторий, в каждой находились экзаменатор и эксперт. Итоговое собеседование состояло из двух частей - по два задания в каждой части. Девятиклассник должен был прочитать и пересказать научно-популярный текст, следующее задание - монологическая речь, а в заключение - диалог с собеседником. Какова моя точка зрения? Я не считаю, что данное собеседование может быть инструментом, который позволит научить наших детей коммуникативным навыкам, устной речи, общению. Это не инструмент. Я воспринимаю итоговое собеседование как определенный сигнал обществу в целом, что происходящие процессы информатизации приводят к тому, что ребенок сегодня не получает полноценных навыков общения на родном языке. Если сейчас не обратить на это внимания, то через небольшой промежуток времени наше общество рискует превратиться в манкуртов, как писал Чингиз Айтматов.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область:
- Проведение собеседования для девятиклассников – событие разноплановое. После бесед с учениками, учителями, классными руководителями выяснила, что в целом оно оценивается позитивно. За исключением некоторых технических неудобств, связанных с записью, и девятиклассники, и учителя считают такое собеседование полезным. Волнение, конечно же было, и даже иногда мешало, но это тоже нужный опыт. Неизвестно, что ожидает наших ребят в будущем, велика вероятность возвращения устных экзаменов в школы и вузы. Да дело даже не в этом. Опыт преодоления волнения нужен будет им по жизни, во многих ситуациях, связанных с карьерой и с личной жизнью. Никакие психологические тренинги не дают такого полезного эффекта, как тренировка. Поэтому, когда мы жалеем, что наши дети будут волноваться перед экзаменом или устным выступлением – это, на самом деле, не продуктивно. Второй полезный эффект собеседования – в самом материале для подготовки к экзаменам. Он восполняет недостаток чтения учащимися научных и публицистических текстов, имеет межпредметный характер, развивает кругозор. Для себя мы решили обсудить итоги собеседования на предстоящем педсовете для того, чтобы привлечь к его подготовке учителей-предметников, тех, кого затрагивает проблематика текстов. Итог: новая практика имеет полезный эффект и задает новые направления образовательной деятельности.

Надежда КОВАЛЬ, учитель русского языка и литературы школы №1, Верея, Наро-Фоминский район, Московская область:
- Итоговое собеседование вызвало разнообразную реакцию со стороны всех участников. Несмотря на то что оценивалось оно по системе «зачет/незачет», родители, ученики и учителя отнеслись к нему как к настоящему экзамену. Моя коллега, учительница русского языка, непосредственно принимавшая участие в подготовке девятиклассников к собеседованию, отметила следующее: дети не умеют выразительно читать и делают это как будто на скорость, не все умеют пересказывать текст, а вот задания 3 и 4 (монолог и диалог) порадовали. Дети рассуждают, приводят свои доводы и примеры. Лично мне довелось наблюдать все это воочию в качестве учителя-эксперта, оценивающего устные ответы ребят. Работать пришлось не у себя, а в одной из школ района. Готовилась, честно говоря, к худшему, но мои опасения не оправдались: все прошло на вполне достойном уровне как с технической точки зрения, так и в плане успехов учеников. Чувствовалось их желание соблюсти все необходимые правила, чтобы набрать достаточное для зачета количество баллов. И надо сказать, у всех участников это получилось - все 15 человек набрали заветные 10 баллов и выше. Что касается задания «Чтение текста», хочу высказать собственное мнение: оценивающих его двух критериев (интонация и темп речи) недостаточно, было бы хорошо добавить балл тем, кто читает выразительно. А задание «Диалог» оказалось подарком для всех: учитель-собеседник оживлялся, ученик «расцветал», эксперту оставалось только радостно выставить баллы в протокол. Чувствовалось, что девятиклассникам искренне хотелось поделиться личными впечатлениями и знаниями из своего жизненного опыта. Оказалось, жизнь наших школьников не так уж однообразна и не настолько занята гаджетами, как нам это видится со стороны. Порадовали самостоятельные зрелые суждения ребят по разным темам: искусство, выбор профессии, образование и саморазвитие.

Людмила ВОСТРЯКОВА, директор гимназии №17, Петрозаводск, Карелия:
- С первого урока учителя-филологи и помощники, преподаватели гуманитарного цикла, пришли в аудитории. Для ребят выделили часть третьего этажа, где в пяти кабинетах и проходило собеседование. Помимо педагогов в его проведении участвовал и общественный наблюдатель - учитель из соседней гимназии №30. Технология уже отработана. В прошлом году собеседование по русскому языку для учеников девятого класса проходило в тестовом режиме. Дети справились, результаты были достойными. Нынешних девятиклассников к собеседованию педагоги готовили с осени - объясняли технологию поведения, организовали перед новогодними праздниками пробное испытание. Уверена, порог зачета - 10 баллов - преодолеет каждый из 95 учеников четырех девятых классов. У тех, кто по уважительной причине пропустил собеседование, есть возможность сдать его в резервные дни.

Елена М., учитель русского языка, Нижний Новгород:
- Хотя мы заранее готовили детей и объясняли им, что в собеседовании нет ничего такого, с чем бы они не справились, ребята все равно волновались. Судим об этом по результатам. Большинство получили результаты хуже, чем на репетиционном собеседовании. Только один мальчик из четырех параллелей заработал максимальный балл, но допуск к аттестации получили все без исключения. В среднем на ответ каждого ученика вышло по 13 минут. У кого-то чуть меньше, у кого-то больше. У меня лично вопрос о записи ответа. Зачем она нужна, если прослушать ее сразу нельзя? У нас была спорная ситуация. Отличница, очень хорошая ученица, получила 14 баллов и была недовольна результатом: для ее самолюбия это удар. Она хотела, чтобы результат был пересмотрен. Узнали, за что сняли баллы - якобы за отсутствие цитаты. Но она с этим не согласилась. Пошли к заместителю директора, ответственному за процедуру проведения собеседования. Он сказал, что отсмотреть запись ответа можно только по решению районного отдела образования, об этом нужно писать заявление и т. д. Мы в школе решили, что нам эта головная боль ни к чему. Но если запись нельзя отсмотреть сразу, то для чего она вообще?

Тимофей Ж., ученик 9-го класса, Петрозаводск, Карелия:
- Я не очень доволен результатом, подготовительное собеседование, кажется, прошло лучше. Разволновался, не понравилось, как прочитал текст. Но, конечно, с заданиями справился!