В этом году мой младший брат пошел в первый класс. Интересно, много ли изменений выпадет на его долю?
- Дети, завтракать! - привычно крикнула мама. И мои мысли оборвались.
- Идем! - хором ответили мы. «Уже 11 лет, как я иду», - мысленно пошутил я и невольно улыбнулся. Моментально одевшись, я положил планшет во внутренний карман пиджака и вышел из комнаты.
- Молодые люди, берем еду - и на выход! Если мы сейчас же не выйдем, то опоздаем в ЦРУШ. И в школу вы не попадете! - отчеканила мама. И это правда. Опоздавших в школу не принимают. Вы наверняка подумаете: «Ну и что?» А для нас это настоящее наказание.
А какие у нас в России беды? Верно, дороги. Эту проблему мы решили. А вот пробки растут с каждым днем. Но обучение превыше всего, и государство построило множество ЦРУШ (Центров распределения учащихся школ). Теперь для наших автобусов есть второй ярус над дорогами.
- Быстрее! - перебила мои мысли мама. И мы с братом отправились в ЦРУШ. Как приятно ехать налегке! А ведь мой брат даже не знает, сколько весил школьный рюкзак.
Мама высадила нас у центра. Он находится в пяти минутах езды от дома. Теперь такие центры повсюду. Не спеша мы отправились к автобусам, на которых ярко горел номер нашей школы - 13025. До отправления было 7 минут: пора проверить расписание. В кресло передо мной вмонтирован монитор, и я, введя свой уникальный код, могу посмотреть свои занятия на день, неделю или месяц.
«Физкультура! Форма!» - подумал я и готов был сорваться с места. Но вспомнил, что недавно приняли решение о единой спортивной форме, хранящейся в школе, и прачечных для нее. Здорово, что теперь о чистоте моей футболки можно не заботиться.
Автобус тронулся. Я посмотрел в окно и вновь удивился: какая красивая Москва… Множество домов, дорог и машин, а такая зелень вокруг… Такой воздух!
- Салют! Ничего не забыл? - задев меня, произнес Федор, приземлившийся на ходу в соседнее кресло. Федя - это мой старый и добрый школьный друг.
- Ты о чем? - нехотя оторвался от окна я.
- Сегодня круглый стол старшей школы, - ехидно протянул он.
Ах да! Последнее из нововведений. Наконец-то к нам начали прислушиваться, и можно влиять на дальнейшую жизнь школы и образование в целом.
Спустя 7 минут мы уже въехали на территорию школы. По периметру она как крепость, а внутри у нас просто колоссальных размеров двор, в центре которого «растет» мой горячо любимый фонтан.
Войдя в школу, я увидел, что мой брат уже отправляется за учителем в ИК (интерактивный класс). Я о таком классе в начальной школе и мечтать не мог. С помощью проектора, лежа на полу, можно рассматривать и изучать звезды, планеты или метеориты. Очки виртуальной реальности перенесут тебя на дно океана, в пустыню или на вершину горы Эверест. Там ты сможешь изучить все самостоятельно, найти ответы на любые вопросы. Представляете, с каким восторгом об этом рассказывает мой брат?
Я обернулся и поймал такое же завистливое выражение лица у Федора, который медленно провожал малышей взглядом.
- Дождемся 12 часов?! - подбодрил его я. И мы зашли в свой класс. В нем хранятся все наши личные вещи и одежда. А в соседнем кабинете работает наш куратор.
Нас учат пользоваться информацией, которой за последние 7 лет накопилось очень много. И только учителя могут отделить зерна от плевел. Теперь я волен сам выбирать стратегию своего обучения. У нас технический склад ума, и мы с Федором много времени посвящаем информатике, физике, химии и математике. Но я вправе посещать любые занятия, которые посчитаю необходимыми для своего развития. Поэтому я хожу еще на биологию, изобразительное искусство и музыку. А Федор ходит на черчение, астрономию и технологию. Русский язык и литература так и остались обязательными для всех.
Время больше не тянется: мы учимся не тратить его зря! Но иногда лень берет верх, и меня вновь уносит в свои мысли. Как удивителен мир за окном! Как много в нем есть возможностей для меня! И я так явно ощущаю жизнь! Жизнь, которую я выбираю сам!
Звонок. Дождались! Впереди большой перерыв. Он длится целых два часа. И это время мы можем проводить как угодно. Но учимся мы теперь на 2 часа больше, хотя этого никто и не замечает.
Во время перерыва открывается масса секций, курсов и лекций, которые ведут не только учителя, но и старшеклассники. Помню, как поначалу множество школьников просто бездельничали в эти часы. Но месяц слоняться без дела было уже слишком скучно. Нас никто не заставлял никуда ходить, никто не отмечал, где мы были или не были. И ученики, как ни странно, потянулись к знаниям. Теперь мы сами отвечаем за свое образование. Правда, это относится только к средней и старшей школе, а малыши пока не умеют грамотно распоряжаться временем. Но их скоро этому научат.
Теперь большой перерыв - это самая любимая часть обучения многих учеников. На время перерыва нам даже открывают ИК! Никогда бы не подумал, что школьники - народ любознательный! Но если обучение заправить технологиями и полить соусом разнообразия, учеба становится только в радость.
Полчаса мы с Федором провели в интерактивном классе. Сегодня с помощью очков виртуальной реальности мы изучали импульсную сварку для производства многослойных печатных плат. Технология просто супер! Нужно обязательно подготовить для ребят лекцию! После ИК Федор отправился на астрономию, а я решил поваляться у фонтана: надо же иногда отдыхать.
Ветви нашего водяного дерева символизируют рост и развитие. А на дне фонтана лежит крошечное золотое семечко. Именно из малого вырастает наше будущее.
Я на секунду закрыл глаза и глубоко вдохнул. Когда я открыл их вновь, то в серебристых брызгах увидел ее. Она была высокого роста и такая величественная. Ее волосы казались тонкими серебряными проводами.
Она не была человеком. Она не была роботом. Она была учителем.
Это слово больше не означает призвание или профессию: теперь это отдельная нация. Ее создают в ЦОУ (Центре обновления учителей). Им не нужно спать, им не нужно есть, они ежедневно получают всю информацию о мире, в котором живут. Но они больше не учат - они помогают разобраться.
Вокруг нее кружила стайка детей.
- Повернитесь ко мне спиной, - скомандовала она.
Растянув свой серебристый проводок, она прислонила его к детскому затылку. Ребенок закрыл глаза, его тело обмякло и начало падать вниз… Я вздрогнул! Но она легким движением подхватила его, и ребенок вновь очнулся. Мое сердце каждый раз падало вместе с этими крошечными созданиями. В ее манипуляциях поучаствовал каждый, а я ждал, что будет дальше.
Но ничего не произошло. Дети продолжили играть, а она села на мягкую листву и стала молча наблюдать за происходящим. Периодически к ней подходили эти крошки и что-то спрашивали… Интересно что?..
- Что? Что же тебя ждет? - тянул изо всех сил Федор, встряхивая меня за плечи. Я вновь открыл глаза. Все будто перевернулось. В голове был полный бардак, капли воды, сварка, серебристые пряди, она, дети.
- Эй, ну вставай.
- Да перестань меня трясти! Ты что? - раздраженно процедил я.
- Я что? А ты что? Собрался проспать все на свете?! Вообще-то у нас начинается круглый стол. Надеюсь, во сне к тебе пришло много интересных идей.
«Ох, опять?!» На часах 7.00. «Середина недели», - подумал я и медленно начал вставать с кровати. В комнате было слишком душно. Голова просто раскалывается. Сегодня 7 уроков и полтора часа подготовки к ЕГЭ. «Вот бы учителя просто перекачивали нам все знания в голову», - мысленно пошутил я и невольно улыбнулся.
- Дети, завтракать! - привычно крикнула мама. И мои мысли оборвались…

Александра ЕГОРОВА, учитель начальных классов школы №448, победитель конкурса «Педагогический старт»