Автор считает, что для формирования профессиональных компетенций студентам выгодно, чтобы им преподавали практики, а не ученые (то есть надо в сфере высшего образования готовить ремесленников, а не специалистов с научной базой), но при этом практикам материально невыгодно делиться своими достижениями с вузами.
В связи с этим позволю себе несколько слов о материальном вознаграждении за «ученые» преподавательские труды. Ставка кандидата филологических наук, «горячего» доцента (это мой скромный статус), по всей стране одинакова: двадцать две тысячи российских рублей. И это не подработка к основной деятельности, от которой практиков отвлекает преподавание. Кроме того, преподаватель-теоретик еще платит за свою основную научную деятельность: за публикации научных статей, участие в конференциях, защиту проектов, повышение квалификации… Не стану дальше развивать эту печальную тему…
Аргумент автора в пользу практиков о том, что они занимаются «формированием идеологии», не слишком сильный и убедительный. Надеюсь, никто не подозревает российских ученых в безыдейности, отсутствии патриотизма, аполитичности и безнравственности? При этом стоит с горечью заметить, что вопрос «элитности» современной прослойки ученой интеллигенции тоже вызывает печальные размышления. Не секрет, что уже лет 20‑30, как педвузы стали вузами для троечников… Следовательно, в России сменяется уже второе поколение учителей-троечников, которые могут вырастить только… троечников. И уж если говорить честно, то среди современных молодых ученых едва ли наберется треть тех, кто самостоятельно написал свои диссертации и кто способен, к примеру, на спор написать самостоятельно какую-нибудь сносную студенческую курсовую. Но и этот грустный разговор мы пока отложим…
На мой взгляд, вузам необходимо вернуть классический статус учреждений, призванных давать академическое, научно обоснованное образование. Абитуриент должен идти в вуз именно за высшим образованием, а не за профессией. Будущий журналист должен сформировать научную платформу в области стилистики и основ редактирования, в области лингвистики и филологии, политологии, экономики, делопроизводства и философии, истории мировой литературы, культуры и цивилизации, в области теории текста и его жанровой природы.
Да, разумеется, в любой профессии нужны и ученые, и ремесленники. Для этого в стране надо возродить и наладить мощную систему среднего специального профессионального образования, в нашей области это курсы переквалификации дикторов, репортеров и журналистов, школы радио- и телеработников, техникумы и училища корректоров, технических редакторов, операторов, менеджеров и других специалистов. И вот в этих учебных заведениях должны в основном преподавать мастера-практики. Внедрить систему многоступенчатого образования необходимо во всех профессиональных областях. Возможно, что создание таких образовательных структур и подразделений уменьшит стремление к высшему образованию у тех выпускников школ, которые хотели только получить навыки в сфере определенной профессии.
В заключение хочу поблагодарить уважаемого коллегу за начало назревшего разговора о проблемах вузовского образования, который, несомненно, надо продолжать.

Любовь ГОГИНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры деловой и политической журналистики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС