«Кончился триместр, и самим ребятам, и родителям надо было знать, на что потрачены четыре учебных месяца. Необходимость подвести итоги остро поставила вопрос об учете. Трудно еще сказать, насколько вопрос этот уяснен и продуман массовой школой в целом, но ряд школ дал интересные попытки для разрешения. Момент подытоживания использован в трех направлениях: 1) самоучет, 2) организационный момент, 3) общественный контроль.
Исходный момент - индивидуальный учет. Что может быть учтено самим ребенком? Ребенку нужно учесть приобретенные им навыки письма, чтения, счета, гигиенические, общественно-трудовые навыки.
Такой самоучет производился путем индивидуального заполнения разработанных всем классом анкет. Вот ответы из ряда анкет, заполненных учениками III группы (городской школы): «Я стала писать красивее и меньше делать ошибок, тетрадь моя стала еще чище, умею также сама писать сочинения», «Немного складнее стала писать сочинения, только не очень хорошо на заданную тему», «Я делаю много ошибок», «Я стала читать выразительнее», «Умею и очень люблю читать длинные статьи», «Плохо понимаю прочитанное и не могу рассказать», «Я хорошо умею делать сложение и вычитание, а с умножением путаюсь».
Очень интересны ответы на вопросы: «Стал ли ты чистоплотнее? Из чего это видно? Научил ли ты своих домашних заботиться о чистоте и здоровье?», «Я раньше не знала, что надо умываться на ночь и полоскать рот. Теперь я полоскаю», «Я научила заботиться о чистоте мою сестру Лиду, а остальные у нас все большие и сами лучше меня знают».
Дальше вопрос: «Как ты ведешь себя за уроками и на перемене?» Отвечают так: «Плохо, потому что не терпится», «Я веду себя на переменах плохо, потому что не сидится смирно». Еще вопрос: «Как ты относишься к санитарной комиссии?» - «Плохо, потому что она сама балуется», и так далее.
На простом детском языке идет оживленное обсуждение этих ответов всем классом, что, конечно, имеет огромное педагогическое значение. Учителями отмечено, что оценки ребят почти всегда соответствуют действительности. Самое важное - уметь поставить вопросы так, чтобы ребенок мог дать на них конкретный ответ».

(Е.Адамович, Кашира, из статьи «Триместровый учет работы в школах»)