Все мы хорошо понимаем, что развитие - это действие, прямо противоположное уничтожению. Так почему же мы с таким упорством и последовательностью уничтожаем все созданное поколениями наших родителей, педагогов, ученых, причем речь идет о совершенно очевидных достижениях?
Вспомним, например, советское образование - гордость страны. Скандинавские страны, известные своей продвинутой социальной политикой, взяли эту модель за основу, а мы бесконечно все реформируем, причем реформы эти явно не идут на пользу. Недавно на канале «Культура» экс-министр культуры Михаил Швыдкой провел дискуссию в обсуждение очередного «умного» предложения одного из депутатов Мосгордумы о реформировании уроков физкультуры в школе. В рамках общей сетки часов предложено заниматься ранней специализацией детей по конкретным видам спорта, то есть вместо общего физического развития заниматься тренировками детей по плаванию, легкой атлетике, большому теннису и даже гольфу.
У автора идеи - молодой дамы, бывшей директрисы московской школы (и, как я понял, учительницы физкультуры), нет никакого представления о том, что для реализации ее предложения не только нужны квалифицированные тренерские кадры, но и соответствующие условия. Москва - это еще не вся Россия, где в школах зачастую даже теплых туалетов нет, не говоря уже о бассейнах, кортах и крытых манежах. Вот вам типовой пример того, как молодой карьерист, имеющий весьма странные представления о возможностях российского образования, ориентированный только на агрессивную генерацию и публичную демонстрацию пустых идей, пытается обратить на себя внимание и двигаться дальше по лестнице личного успеха.
Программа физической культуры советской школы позволяла не только дать представление учащимся об основных видах спорта (играх, легкой атлетике, гимнастике, лыжах, а позднее и классической борьбе для юношей), но и обеспечивала необходимую для развития физическую нагрузку, удовлетворяла детскую потребность в двигательной активности, коллективных действиях, способствовала выявлению способностей к отдельным видам спорта, которые можно было развить в специальных спортшколах. Там, где была возможность, проводились уроки в бассейнах. Браво советской школе! Говорю об этом, как учитель физкультуры, много лет проработавший в школе-интернате, водивший детей в походы и сохранивший на всю жизнь добрые отношения со своими воспитанниками. Кстати, один из них стал успешным владельцем фитнес-центра в Москве.
Другой участник дискуссии - очень продвинутый педагог, учитель математики, - сказал, что, по его мнению, было бы правильнее в школе в рамках предмета «Физическая культура» водить детей в походы и организовывать занятия на свежем воздухе. Приветствую такое предложение и перехожу к основной теме статьи.
Сейчас в Карелии, одном из самых популярных туристских регионов России, закрывают Центр детско-юношеского туризма, который является, по мнению многих, лучшим профильным учреждением дополнительного образования в своем классе. Подобный финал - закономерный результат движения «спиной вперед по кругу», определенного нашим правительством и его профильным ведомством. В стране раньше не только в каждом областном центре, но и в крупных городах и даже множестве районов были специализированные центры ДЮТ, многие из которых имели и свои базы для приема школьников, и свой транспорт, не говоря уже о квалифицированных кадрах. Сейчас в результате оптимизации сохранилась только треть таких организаций.
Сергей Минделевич, член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве России, общепризнанный лидер туристского сообщества, мастер спорта, заслуженный путешественник России, информирует о том, что в общей оценке деятельности (рейтинга) регионов России выявлена следующая закономерность: в 9 из 10 лучших регионов России центры детско-юношеского туризма сохранены, а в 9 из 10 худших российских регионов они отсутствуют. Именно Сергей Владимирович отстаивает сейчас сохранение Центра детско-юношеского туризма в Карелии.
В случае принятия решения об оптимизации этого учреждения заниматься массовым туризмом с детьми из районов станет попросту некому. Ранее в центре работали 12 специалистов, а в новой структуре предусмотрена лишь одна ставка методиста и одна ставка педагога-организатора. Плюс еще одна ставка передается из Минспорта. По госзаданию здесь должно остаться 200 детей, в то время как в 2018 году помимо постоянно занимающихся 200 детей Центр детско-юношеского туризма привлек к массовому туризму 10029 детей из районов республики, значительно превысив план в 8,5 тысячи. И это называется «оптимизация», то есть улучшение?..
По поводу ожидаемого бурного развития в Карелии спортивного туризма, разговорами о котором сейчас пытаются загасить этот скандал, методист центра Александр Сивицкий заметил: «Мы создаем центр олимпийского резерва за счет образования. То есть развиваем российский спорт за счет российского же образования».
Кстати, о средствах. Поступило предложение московского спонсора о финансировании центра, которое почти полностью покрывает его годовой бюджет. Вот пример настоящего государственно-общественного и частного партнерства, практической поддержки развития детского туризма.
Но почему же отвергаются здравые идеи, игнорируется общественное мнение, заключение профессионального сообщества?
Мы не разделяем решения власти, которая не способна обеспечить наполнение бюджета страны иным способом, кроме как сокращением расходов на образование. Это коллективная позиция профессионального туристского сообщества педагогов-путешественников, представителем которого я являюсь.

Почему же мы с таким упорством и последовательностью уничтожаем все созданное поколениями наших родителей, педагогов, ученых, причем речь идет о совершенно очевидных достижениях?

Москва - это еще не вся Россия, где в школах зачастую даже теплых туалетов нет, не говоря уже о бассейнах, кортах и крытых манежах.

​Александр МИНДЕЛЬ, руководитель НКО «Образование. Спорт. Реабилитация», член Координационного совета по детскому туризму при Правительстве РФ, заслуженный путешественник России, Москва