Этот вопрос стал одним из главных в повестке дня Рождественских парламентских встреч, проходивших по традиции в рамках чтений. Председатель Госдумы Вячеслав Володин особо подчеркнул, что мир, в котором живет современная молодежь, изменился. Раньше, когда центром мира для юноши или девушки был родительский дом, старшее поколение определяло судьбу младшего. И в таком укладе был свой смысл. Сегодня же любая квартира, любой дом, городской или самый дальний деревенский, - звено глобального мира. Интернет, мобильный телефон, социальные сети… У молодежи появился невиданный в прежние времена выбор, как жить, к чему стремиться.
Бери от жизни все! Можно выбрать и такой путь. Главное, чтобы на это все хватало денежных средств. Со всей остротой встала в наше время проблема социального неравенства. Опасны даже не столько количественные различия между доходами разных социальных групп, а возникающее по этой причине отчуждение между людьми, сказал в своем выступлении Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он заметил при этом, что во все времена среди прочих обязанностей патриархи имели обязанность печалования перед властью о народе, что предполагало произнесение слов правды в глаза представителям власти. Власть и общество не должны существовать в отдельных мирах. В свете сказанного о социальном неравенстве необходимо отметить, что молодежь особенно остро реагирует на его проявления в общественной жизни. Недостаточная эффективность социальных лифтов и ограниченность возможностей для реализации интеллектуального и творческого потенциала при определенных обстоятельствах выливаются в гражданский конфликт в молодежной среде. Идеал общественной справедливости должен быть ориентиром государственной жизни и законотворческой деятельности. В Государственной Думе люди хотят видеть орган власти, который отстаивает принцип общественной справедливости в рамках законо­творческой деятельности, подчеркнул в своей речи глава РПЦ. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обозначил отношение РПЦ к наиболее острым проблемам. Одна из них - демографическая. Неуклонное старение населения связано в том числе с малодетностью большинства российских семей, сказал патриарх. Ожидаем широкого вовлечения депутатов Государственной Думы в работу над законопроектом федерального закона «Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации». В числе необходимых законодательных инициатив патриарх призвал Государственную Думу поставить предел распространению рекламы алкоголя. «Где-где, но не в России же этим заниматься! И так пьют, но что же мы еще подталкиваем наш народ к увеличению потребления спиртного путем распространения рекламы», - заострил вопрос глава РПЦ. А заключил свою речь тревожным вопросом: «Что означает концентрация данных о роде человеческом, которые с помощью современных технических средств могут оказаться в одних руках?»
- Выступая недавно перед большой молодежной аудиторией, я говорил, что диавол, для того чтобы соблазнить человека, всегда использует два человеческих стремления - стремление к удовольствиям и стремление к удобству, - пояснил патриарх. - Как удобны гаджеты, мы уже не представляем себе жизни без них! А результат - абсолютно неконтролируемое распространение информации с этих гаджетов по адресам, о которых мы ничего не знаем. Если в каком-то месте, не на территории нашего Отечества, вся эта информация будет доступна для анализа, для систематизации, то те, кто будет обладать этой вселенской глобальной информацией, будут владеть миром. Но подлинная свобода не предполагает глобального контроля над человеческой личностью.
Не менее острая по актуальности тема - о состоянии, проблемах, перспективах развития духовно-нравственного образования в российской школе - обсуждалась на круглом столе в Комитете по образованию и науке. Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, митрополит Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Юрий Зинченко, президент РАО, Татьяна Синюгина, замминистра просвещения, и другие выступавшие оказались единодушны в одном - духовно-нравственному воспитанию в школах нужно уделять особое внимание. Оно призвано привить ребенку веру в добро, справедливость, любовь к Родине, ценность жизни, свободное выражение каждой личности, чувство ответственности. Это особо подчеркнул в своем выступлении председатель Комитета по образованию и науке. Вспомнив трагические случаи в учебных заведениях, Никонов обозначил проблему в том, что беда кроется в большей степени в безответственном отношении детей к своей жизни и к жизни других людей, в понимании свободы как вседозволенности.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в очередной раз обратился к Министерству просвещения с просьбой расширить преподавание основ православной культуры в школе.
Заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина заверила, что школьный курс основ духовно-нравственной культуры народов России будет подготовлен совместно с РПЦ и другими конфессиями для преподавания с пятого по девятый класс. Работа предстоит непростая, о сроках введения нового курса говорить преждевременно.
Участники круглого стола отметили, что системный подход, непрерывность в преподавании основ духовно-нравственной культуры народов России и ОРКСЭ необходимы. Они поддержали предложение о проведении в 2019‑2020 годах на площадке Госдумы мероприятий по обсуждению, экспертизе и реализации ряда законодательных инициатив и предложили внести изменения, направленные на расширение преподавания религиозных культур и светской этики со 2‑го по 10‑й класс.
Обычно, когда заходит речь о реализации предложений по расширению этого курса, возникает вопрос о методическом обеспечении, о кадрах… В этот же день на научно-практическом семинаре «Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры» и методическое сопровождение предмета «Православная культура» в системе общего образования», проходившем в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, на эти вопросы можно было получить полные ответы. Сотрудники педагогического факультета ПСТГУ, авторы учебных пособий, методисты, представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, педагоги из разных российских регионов вели живой и заинтересованный разговор о том, как востребован в школах курс, делились опытом, вносили предложения. Оптимизма добавил и живой интерес педагогов и учеников к Общероссийской олимпиаде «Основы православной культуры». Сегодня в ней участвуют 82 российских региона, страны ближнего и дальнего зарубежья. За 11 лет в ней приняли участие более трех миллионов школьников с 4‑го по 11‑й класс, каждая пятая школа России.
Председатель семинара - доктор педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ Татьяна Склярова - заметила, что образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с требованиями ФГОС обязательна для изучения школьниками, и сейчас она находится в стадии проектирования. Каким образом предложенная методистами концепция включения предмета «ОПК» в эту образовательную область будет осуществляться, предстоит еще обсудить.
Доктор педагогических наук, профессор Ольга Янушкявичене убеждена: в светской школе религию как объем знаний преподавать невозможно. Преподавание православной культуры требует иных подходов. Надо помочь ребенку прикоснуться к тайне. Эта задача намного труднее, чем просто передача знаний.
Преподаватель школы №17 подмосковного города Балашихи Ольга Трунина очень убедительно показала, как органично предмет «ОПК» может войти в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Каждый из ее уроков помогает школьникам сделать открытие, прикоснуться к тайне, разобраться со своим внутренним миром… Создавать такой урок непросто, признается Ольга Константиновна, дети должны захотеть стать исследователями. Отрадно, что ФГОС делают упор на результативности урока. Предмет «ОПК» предоставляет богатейший материал. Так, к примеру, история Иосифа, проданного в рабство братьями, дает возможность вести разговор о зависти, предательстве, прощении. А начинается урок обязательно с вопроса: «Есть ли человек, которого вы любите, а он больше любит другого?» Обычно все ученики отвечают утвердительно. Мама, к примеру, выделяет брата, а бабушка - сестру и так далее. А потом начинается трудный процесс постижения, оказывается, что и сам ученик, обделенный любовью, тоже не всех любит одинаково. Постепенно происходит осознание: надо уважать чувства другого человека… Вот такие нравственные уроки дает своим подопечным учительница обычной подмосковной школы.
- Побольше бы таких педагогов, - вздохнула рядом Нина Петровна Смирнова, завуч средней школы №4 из города Стрежевого Томской области. Судя по выступлениям участников насыщенного и полезного семинара, можно верить: пожелание это вполне осуществимо.