Учитель английского языка Павел Кондарин, который сегодня преподает в 3‑х и 4‑х классах, несколько лет назад уже работал в 17‑й, но по семейным обстоятельствам вынужден был уйти из нее. А через несколько лет, когда появилось место, вновь вернулся в полюбившееся ему учебное заведение, где его назначили заместителем директора по воспитательной работе. Но работу на руководящей должности Павлу Игоревичу вполне удается совмещать с педагогической деятельностью, и довольно успешно. Он рад возвращению в знакомый коллектив, где его каждый день встречают отзывчивые ребята и руководство, которое всегда поможет разобраться с любыми проблемами. По мнению Павла Кондарина, это дорогого стоит.
Светлана Батурина видит в своем молодом заместителе будущего руководителя. Школа и дети - его истинное призвание. Павел Игоревич родился в учительской семье, окончил школу №167 Министерства обороны РФ, где поныне учителем музыки трудится его отец Игорь Вячеславович и преподавателем-организатором ОБЖ брат Константин Игоревич, а мать, Людмила Валентиновна, - музыкальный руководитель детского сада при воинской части. Именно от родителей унаследовал Павел Кондарин любовь к музыке, он блестяще играет на музыкальных инструментах, хорошо поет, за что благодарен музыкальной школе. Детство Павла прошло в военном гарнизоне. Это воспитало в нем дисциплину и ответственность. О выборе учительской стези Павел стал задумываться в старших классах. В начальной школе, как и многие дети, мечтал быть пожарным или милиционером. Окончил Брянский профессионально-педагогический колледж, где приобрел специальность учителя английского языка, затем получил высшее образование в БГУ имени И.Г.Петровского, выучившись на учителя информатики. Еще будучи студентом колледжа, работал в родной школе педагогом дополнительного образования. Поступив в вуз, преподавал английский язык в школе поселка Чернетово Брянского района. Павел Игоревич, как все настоящие мужчины, служил в армии. Он участник парада Победы на Красной площади 2009 года, играл в военном оркестре. Помимо всего может работать инструктором по вождению автомобилей.
Воспитательная работа в школе №17 ведется в военно-патриотическом и духовно-нравственном направлениях. Павел Игоревич убежден, что именно воспитательной работе в образовательном учреждении должно уделяться первостепенное внимание, школе необходимо консолидироваться с семьей. Чтобы ребенок мог получать знания и усваивать их, изначально, по мнению Павла Кондарина, ему надо уметь выполнять требования учителя, который в соответствии с государственной задачей формирует всесторонне развитую личность и гражданина.
- У Павла Кондарина есть нравственный стержень, - говорит Светлана Батурина. - Должность заместителя директора дана ему по его способностям. Он правильно понимает задачи, которые стоят перед школой. У нас есть требование: деловой стиль в одежде, но некоторых учеников трудно призвать к порядку. А Павел Игоревич легко убеждает их, прежде всего своим внешним видом, особым подходом к детям, поэтому он истинный пример для подражания. Родители воспитали в нем сдержанность и собранность, стремление всегда поступать порядочно, по чести. Он обучает детей игре на гитаре, дополнительно занимается английским с проблемными учениками. Делает видеофильмы, и на нем все компьютерное и техническое обслуживание школы, с ним я спокойна и уверена, что все у нас получится. У него прекрасный эстетический вкус. Во время школьных праздников Павел Кондарин исполняет на сцене патриотические песни. Дети его очень любят, коллектив уважает. Работая в женском коллективе, он во все вкладывает душу. Нужно вешалку прибить или замок в двери поменять - мы его зовем. Павел Игоревич не делит дело на «мое» и «не мое». Он считает, что обязан решать проблемы.
Молодые учителя русского языка и литературы, выпускники БГУ имени И.Г.Петровского Эльмира Гаджиева и Светлана Шевелева дружат со студенческих лет. Они родом из Брянска. Эльмира Халидовна окончила школу №53, но при выборе места работы выбор пал на 17‑ю. Она вспоминает, что, когда при трудоустройстве созванивались со Светланой Батуриной, ей понравились доброжелательность директора и заинтересованность в ее услугах. Сейчас Эльмира Гаджиева преподает в двух пятых классах и в 8‑м «В» классе. И первый, кто помогает ей в работе, - это, конечно же, директор, который по образованию тоже филолог. Всегда рядом с молодыми педагогами школьные методисты, учителя - участники методического объединения русского языка, да и все другие учителя стараются помочь чем могут. В деле воспитания сегодняшних гиперактивных школьников, считает Эльмира Халидовна, нужно использовать и кнут, и пряник. Где-то нужно построже быть, а где-то доброжелательнее. Восьмиклассники, к примеру, задают много вопросов, понимая, что скоро сдавать экзамены. Знания у них на достойном уровне, потому что старательно выполняют все задания.
- Нужно у детей развивать грамотность, - считает Эльмира Гаджиева. - Для этого я даю им как можно больше письменных упражнений, а на уроках литературы развиваю у учащихся мотивацию к чтению. Для 5‑го класса интересны сказки и стихи. Если мы читаем на уроке, то дети погружены в это чтение. Все руку тянут, хотят прочесть вслух и рассказать тексты. Нужно поддерживать уровень обычного школьника, который работает с учебником, и того, кто может работать с электронным ресурсом либо в школе в компьютерном зале, либо дома. Я стараюсь нацеливать учеников, которые любят сидеть в Интернете, чтобы они не только читали новости, но и находили что-то в толковых словарях, чтобы успевали с пользой пребывать в Глобальной сети.
Эльмира Гаджиева убеждена, что учитель должен, как вождь, вести за собой детей, заинтересовывать их знаниями и своей личностью.
Еще один молодой учитель русского языка и литературы - Светлана Шевелева. Светлана Олеговна вместе с Эльмирой Халидовной учились в одном университете, а теперь оказались и на одной работе, а потому продолжают помогать друг другу.
- Чтобы привлечь внимание детей, учителю нужно хорошо готовиться к уроку и занимать их информацией, - говорит Светлана Шевелева. - Учитель - это наставник, воспитатель и пример для учеников.
Итак, школьный коллектив пополняется молодыми кадрами, чему все, безусловно, рады. В коллективе 17‑й работает школа для молодых учителей «Надежда», где с ними проводятся занятия.
- Эльмира и Светлана пришли и сразу влились в коллектив, - рассказывает директор. - Они доброжелательные, трудолюбивые, чудесные характеры у обеих. В каждой из них есть особый внутренний свет доброты. Они никогда не отказываются от предложенной работы. Охотно заменяют заболевших учителей. Не секрет, что учителя не задерживаются в школе. Мне кажется, что эти девушки задержатся. У них внутренняя потребность в школе и в детях. Они ни разу не поинтересовались о зарплате. Не просили из стимулирующего фонда добавок. Это тот случай, когда не хлебом единым… Им очень нравится в школе, иногда вижу, как они идут с урока вымотанными, но мне самой с ними уютно, комфортно и тепло. Хочется, чтобы эти молодые педагоги остались в школе, это ее будущее. У нас в коллективе злых людей нет. Нет зависти, учителя умеют радоваться и печалиться вместе.
Светлана Викторовна считает свою школу успешной потому, что в ней учителя задерживаются на долгие годы, здесь им хорошо работается. Они делают все возможное, чтобы и детям в школе было хорошо. Коллектив творческий. А сохранению тепла и уюта в коллективе как никто способствуют молодые учителя. Это будущее школы.

Брянск