Надежда Павлова, Тульская область:
«Работаю в школе 25 лет. Работу свою люблю и любила бы дальше. Но последние пять лет происходит что-то неладное в школе. Участились случаи ругани среди коллег. То одна на олимпиаду со своего урока не отпустит, то из комиссии по проверке исключат другую в отместку. И что совсем уж допекло - один учитель (пока один!) без конца пишет заявления по всяким мелочам. За день может принести и зарегистрировать два заявления! Он пишет в трудовую инспекцию, в прокуратуру, суд! Обвиняет в первую очередь завуча. Достается и учителям, и детям! Ему кажется, что его заставляют делать работу сверх обязанностей. Например, отказывается представить результаты успеваемости по предмету. Приводит в доказательство кучу законов! Директор отписывается несколько раз в месяц. При этом у этого учителя всегда много неуспевающих по предмету, но директор боится связываться с ним! Выписывает ему премии, даже вовсе не заслуженно. На некоторое время устанавливается тишина, но потом летит новая кляуза. Специалисты комитета образования только дают советы, как надо отвечать на жалобы.
Печально, что кляузника часто поддерживают коллеги - то ли из-за страха попасть под его огонь, то ли по другим причинам. Они подписываются под его заявлениями и тут же идут к завучу извиняться. Коллектив наш работоспособный, но все разъединены. Спасает, что большинство учителей хорошо делают свою работу и общие результаты пока неплохие. Но какая у нас идет борьба за распределение стимулирующего фонда! Будто у каждого учителя это единственная цель работы в школе. Получается, мы живем по принципу этого жалобщика!»

Татьяна Иванова, Оренбургская область:
«Я ушла из школы, не могла больше наблюдать причуды современной школы и участвовать в разрушении ее как доброго, разумного заведения. Теперь, начиная с первого класса, дети боятся уроков. А как им, бедным, не бояться? О чем им говорит предмет «Окружающий мир»? А непонятная математика, а замороченный русский язык? Складывается впечатление, что родное министерство, авторы учебников забыли о существовании возрастной психологии, коль с первого класса все программы опираются лишь на логическое мышление.
Бесконечные рейтинги, проекты, конкурсы - учиться некогда. Проекты теперь навязывают с детского сада - а все это «лжа есть», как писал Нестор в «Повести временных лет». Дети, за редким исключением, не могут самостоятельно создать проектную работу - такие «шедевры» делают родители, а детки лишь выучивают тексты. К пятому классу они уже слышать не могут про конкурсы. Зато как красиво и помпезно проводятся фестивали знаний, как бодро отчитываются чиновники... Показатели лжи растут год от года».