Чтобы понять, что конкретно мешает химии стать по-настоящему интересной, важной и нужной для всех или большинства школьников наукой, мы опросили в кулуарах съезда делегатов, предложив назвать главные причины, которые мешают развитию химического образования в нашей стране.
Причина 1: мало часов
- Уроков всего 1‑2 в неделю, а материала очень много, - констатирует Виктория Елесина, преподаватель химии Бийского технологического института, Алтайский край. - Причем это сложный материал, а ведь химия не та наука, где можно что-то пропустить и идти дальше. Ведь если ты что-то не усвоил сегодня, то на следующем занятии ты можешь просто не понять новой темы. В итоге объем неусвоенного накапливается, растет ощущение неуспешности, интерес к предмету пропадает.
Причина 2: поздний старт
- Чтобы развить интерес к науке, надо начинать изучать ее как можно раньше, - убеждена Марина Пономарева, учитель химии школы №117, Нижний Новгород. - Не дело, что такой сложный и важный предмет появляется в расписании только в 8‑м, редко - в 7‑м классе. Думаю, следует усилить химическое ядро в курсе «Окружающий мир». Потому что в начальной школе ребята очень активно стремятся к знаниям и охотно проводят различные опыты. Но потом, с годами, интерес падает, и одновременно сокращается до минимума количество часов. А в совокупности на выходе мы имеем лишь единичные случаи, когда дети целенаправленно изучают химию и сдают ее на ЕГЭ.
Причина 3: материальная база
- Очень большая проблема - нехватка оборудования и реактивов, - говорит Татьяна Кузнецова, учитель химии школы №2 имени Ж.И.Алферова, Туринск, Свердловская область. - Сейчас довольно строгие требования к списку химикатов, разрешенных к применению в школе, а также к сроку их годности. Но что делать, если на закупку реагентов нет денег? Приходится показывать реакцию «на пальцах», на картинке или на экране, а это совсем не то! И еще. С одной стороны, в школу поступает новое электронное оборудование, в частности цифровые лаборатории, которые открывают очень большие перспективы. Но то и дело выясняется, что программное обеспечение этих лабораторий не стыкуется с софтом компьютеров и цифровых досок, а поставщики отказываются помогать.
Причина 4: отсутствие государственной политики
- Обществу в целом не понятно, зачем развивать то или иное производство, если готовую продукцию в огромных масштабах дешевле и проще закупить за рубежом, и именно эту идею нам вдалбливали последние десятилетия, - говорит Георгий Лисичкин, заведующий лабораторией химии поверхности химического факультета МГУ. - Но ведь, если мы хотим строить по-настоящему независимое и сильное государство, нам нужно собственное производство медикаментов, тканей, строительных материалов, боеприпасов и всего остального, а без химии сделать это невозможно! Впрочем, как и без физики, математики, биологии и так далее.
Причина 5: хемофобия в обществе
- В погоне за дешевыми сенсациями СМИ с радостью ловят и усердно распространяют любую информацию, связанную с взрывами, пожарами, авариями на производстве, при этом вывод нередко делается весьма однозначный: мол, во всем виновата химия! - продолжает Георгий Лисичкин. - Однако почему-то всегда забывают уточнить, что в подавляющем большинстве случаев подобные трагедии лишь следствие проявления человеческого фактора, как правило, низкой компетенции отдельных граждан и что если бы люди все делали как надо (то есть хорошо бы знали свои обязанности), никаких печальных последствий не было.
Причина 6: отсутствие ставки лаборанта
- Чтобы подготовить класс к лабораторной или практической работе, а потом успеть все убрать до начала следующего занятия, учителю приходится тратить очень много сил и времени, - возмущается Ирина Чудинова, методист по химии Кузбасского регионального института повышения квалификации, Кемерово. - Раньше нам помогал лаборант, но теперь его в школе нет, учителя все делают сами. Химию надо постигать не только головой, изучая одну лишь теорию, но и руками, то есть на практике. И тут очень нужны помощники.
Причина 7: дети не умеют считать
- Когда мы только начинаем изучать предмет, у детей наблюдается явный интерес к химии, они любят опыты, им нравится проводить эксперименты, - говорит Анна Крашенинникова, учитель химии гимназии города Вольска, Саратовская область. - Но потом, когда они пытаются составлять уравнения и решать задачи, все это уходит. А это в свою очередь напрямую связано с тем, как в школе преподаются физика и математика, потому что вычисления и расчеты - основа всех задач.
Проблема 8: гаджетофилия и интернетомания
- Сегодня дети все целиком погружены в социальные сети, в смартфоны, - жалуется Денис Исаев, заместитель директора школы №43, учитель химии, Тверская область. - И все мышление у них форматировано именно под новую реальность. Если раньше ребята хотели что-то узнать на уроке, выяснить, чем же закончится эксперимент или опыт, то теперь они довольно пассивны, ибо знают: все ответы есть там, в Интернете, и можно в любой момент оттуда вытащить все что надо. Неудивительно, что многие ребята даже не пытаются напрячь мозги и вникнуть в суть задачи, ведь если есть задача, значит, есть и ее решение, то есть надо просто правильно составить поисковый запрос…
Причина 9: цифровизация экспериментов
- Нежелание тратиться на оснащение школ обычным оборудованием и реактивами пытаются компенсировать переводом всего процесса образования из реального мира в виртуальный, - констатирует Ольга Шевляк, учитель химии лицея №8, Ставрополь. - Нам предлагают проводить опыты на экране монитора или на мультимедийной доске. Но ведь это же совсем не то! Детям надо дать возможность поработать с приборами, потрогать вещество, смешать, зажечь, нагреть реактив! И не надо бояться, что они что-то не так сделают. Нужно воспитывать разносторонне развитого человека, а не паиньку, которого от всего оберегают.
Причина 10: перебор с проектами
- Я убежден, что в проектах должны участвовать только те, кто имеет интерес и предрасположенность к этому, - сказал Андрей Сутягин, заведующий кафедрой химии Южно­уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск. - Остальным же надо предоставить возможность выбора, чтобы каждый занимался тем, что ему по душе. А у нас почему-то считают, что проектной деятельностью обязаны заниматься все. Но это неправильно.
Причина 11: химики-профессионалы никому не нужны
- У нас в стране очень разные регионы, в том числе и по возможности предоставить работу выпускникам, - считает Мадина Алероева, учитель химии школы №20, Малгобек, Республика Ингушетия. - Конкретно у нас ребята мало интересуются химией во многом потому, что они не видят для себя перспектив трудоустройства, карьерного роста. Да, у нас добывают нефть, хорошо развита нефтехимическая промышленность. Но все вакансии заняты, а готовить специалистов для других регионов не всегда экономически оправданно, да и не каждый ингуш готов поехать работать куда-то далеко от дома.
Причина 12: низкая мотивация и квалификация учителей
- Отсутствие мотивации к изучению химии у детей во многом связано с отсутствием у педагогов мотивации и умения преподавать свой предмет так, чтобы заинтересовать учеников, - уверен Александр Шумилин, доцент Института повышения квалификации работников образования Тульской области. - Впрочем, это касается не только химии, но и всех прочих предметов. И тут уже чистым увеличением количества часов не спастись. Если в школе даже 8 уроков химии в неделю, но проводятся они неинтересно, результат будет не только низким, но даже отрицательным. И наоборот, нередко на олимпиадах побеждают дети именно из тех школ, где химии минимум, зато там работают люди, способные окрылить, воодушевить детей к тому, чтобы те сами начали что-то учить, искать, исследовать.
Причина 13: перекосы высшего образования
- После того как мы перешли на Болонскую систему, нас всех долбят компетенциями, просто невозможно, - рассказывает Вадим Коньшин, заведующий кафедрой химической технологии Алтайского государственного технического университета, Барнаул. - Например, нас заставляют при оценке выпускной квалификационной работы студента проверять компетенции по физкультуре. Но зачем нам это?! Я должен проверять то, чему готовил, чему учил. А я учил химии, при чем тут физкультура? Я понимаю, общее развитие тоже важно, но все это отнимает время, которое можно было бы использовать на дополнительную подготовку по нашему предмету.
…Интересно, что в кулуарах люди почти ничего не сказали об учебниках, олимпиадах, нововведениях в ОГЭ и ЕГЭ. Вернее, по их словам, все это не имеет какого-либо серьезного влияния на развитие мотивации учащихся и пропаганду химии как науки. И это тем более странно, потому что на второй день съезда именно эти вопросы, вынесенные на повестку дня по секциям, вызвали довольно бурное обсуждение присутствовавших.
- В ближайшем будущем планируется включить в задания ОГЭ и ЕГЭ по химии экспериментальную часть, в рамках которой учащимся придется сдавать не только теорию, но и практику, - напомнил ведущий научный сотрудник Центра педагогических измерений ФИПИ Дмитрий Добротин. - Считается, что это стимулирует преподавателей и учащихся более внимательно относиться к проведению лабораторных работ в течение всего срока обучения химии. Однако у меня к этому есть целый ряд вопросов. Помимо того что далеко не во всех школах созданы условия для организации этого вида деятельности, есть серьезные опасения, связанные с безопасностью данного этапа аттестации. Ведь, после того как школьник несколько часов письменно отвечал на задания, он психически вымотан, а значит, его манипуляции с растворами и реактивами не всегда адекватны. Лучше вернуться к системе, когда за каждую лабораторную работу в течение года ученик получает балл или зачет, а потом все это учитывается в конце при выведении общей оценки.
- Формально у нас сегодня много учебников, выбор на любой вкус, - констатировала учитель химии школы №4 города Раменское Московской области Елена Чуднова. - Но на деле получается какая-то странная картина. Из Федерального перечня учебников постепенно исчезают те книги, которые мы все прекрасно знаем и любим, по которым можно преподавать химию на самом высоком уровне. Зато в нем становится все больше продукции одного издательства, с авторами которой мы тоже знакомы, но не в восторге от нее. Почему же кто-то анонимный принимает судьбоносные для всего учительства решения без учета мнения рядовых педагогов? Мы выступаем за максимальную прозрачность экспертизы учебников!
- Я думаю, все согласятся со мной: олимпиадные задания становятся с каждым годом все более сложными и замысловатыми, - напомнила директор Центра методического сопровождения аттестации Удмуртского института развития образования Наталья Пластинина. - Но это же не дело, когда наши лучшие ученики участвуют в испытаниях, а потом узнают, что получили 0 баллов! Это никоим образом не мотивирует их к дальнейшему изучению предмета, ведь получается, что организаторы как бы щелкают ребят по носу, намекая на их несовершенство. Думаю, обязательно должны быть такие задания, с которыми справились бы все дети.
И так далее, и тому подобное.
…Было бы очень хорошо, чтобы те, от кого на самом деле зависит решение любого из затронутых здесь вопросов, хотя бы узнали об их существовании, а как максимум хотя бы попытались их решить.