Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
- Случай с учебником экономики Игоря Липсица, который пережил 22 издания, а сегодня не прошел экспертизу для включения в федеральный перечень из-за того, что приведенные в нем примеры «не способствуют любви к Родине», вызывает вопросы. Ранее учебник получил положительное заключение трех экспертиз: Российской академии наук, Российской академии образования и общественной экспертизы, однако был отправлен на дополнительную. В результате два эксперта РАО и один школьный учитель решили, что учебник нельзя включать в федеральный перечень, а поводом для обвинения в отсутствии патриотизма стала фраза: «аналогичную оплошность допустило правительство России в начале 2013 года». 
Точка зрения взрослых отчасти понятна: не слишком удобно говорить о том, что не все решения правительства вызывают позитивные изменения. При этом нельзя забывать, что наука и создаваемая на ее основе учебная литература должны быть вне политики, а школьников нужно учить анализировать разные точки зрения, сопоставлять их, понимать основания, которые стоят за высказыванием разных авторов. Как еще научить ребенка анализировать факты, видеть общую картину, ориентироваться в различных оценочных суждениях? А ведь это не только требования стандарта — это еще и объективные требования реальности. Опрос 2717 школьников в возрасте от 13 до 18 лет, проведенный в декабре 2017 года Фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с Общероссийским народным фронтом, показал, что 72% школьников считают себя патриотами России. Причем для многих патриотизм — это стремление улучшить свою страну. «Любить страну за то хорошее, что в ней есть, и пытаться исправить сомнительное», «для меня патриот тот, кто желает, чтобы в стране стало лучше, но при этом не закрывает глаза на недостатки своей страны, он хочет, чтобы их не стало». И школа — самое первое пространство, где ребенок должен учиться это желание реализовывать. 
В управлении страной были успешные проекты, были несбыточные, а были и тупиковые. Для нынешнего старшеклассника важна возможность знать факты, иметь доступ к разным точкам зрения, делать самостоятельные выводы, принимать решения. Это не отменяет любви к Родине — напротив, закладывая эти способности, мы даем будущим поколениям инструмент позитивных преобразований страны. Кроме того, учебник давно не является единственным источником информации для подростков. Именно поэтому он должен быть современным, актуальным и оставлять пространство для диалога, собственных идей.

Алексей ДОРОНИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, учитель математики школы №1520 имени Капцовых, Москва:
- Слышал о скандале с учебником по экономике, но самого учебника и рецензии на него не читал, хотя с огорчением узнал об исключении из Федерального перечня большого количества проверенных на практике УМК по математике.
Сложно не согласиться со словами Дмитрия Лихачева о том, что патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания. Поэтому патриотизм может и должен быть основой преподавания любого предмета, а хороший учебник становится неотъемлемым помощником в этом важном деле.
Конечно, учебники по математике должны содержать исторические справки о наших великих соотечественниках-математиках. На меня неизгладимое впечатление в 11 м классе произвела история жизни академика АН СССР Льва Семеновича Понтрягина, который ослеп в 14 лет от несчастного случая, но при этом с помощью своего трудолюбия и таланта внес значительный вклад в топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление и теорию управления. В современном мире, где теория вероятностей и математическая статистика могут пролить свет на причины многих явлений, каждый должен знать имя Андрея Николаевича Колмогорова, крупнейшего математика XX века. Важно сказать и о наших современниках, известных всему миру, например о Григории Яковлевиче Перельмане.
Сейчас многие исследователи говорят о «чувстве числа», которое, возможно, выражает скрытые математические способности ребенка. Для того чтобы встречи с величинами в учебнике математики были не скучными, важно облечь математические модели в интересные условия задач. Здесь может пойти речь и о самой высокой горе на границе Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик, и о самой быстрой реке Лене, которая протекает по Сибири. Наверное, у всех на слуху задачи на движение по течению и против течения реки, но вряд ли такие примеры близки современным детям, зато ребята с интересом решают задачи с аналогичными арифметическими моделями на примере спуска и подъема на эскалаторе, который есть в любом торговом центре. А если сопроводить условие такой задачи картинкой непрерывно развивающегося Московского метрополитена и историей создания конкретной станции, то мы и сами по-другому посмотрим на содержание современного урока.
Сам учебник, качество полиграфии, иллюстрации и схемы должны вызывать интерес к изучению предмета, а электронная форма учебника - содержать ссылки на ресурсы, которые могут более детально раскрыть любопытную для ученика информацию.

Алла ВОЛКОВА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, заместитель директора, учитель информатики гимназии №12, Липецк:
- Содержание учебника, на мой взгляд, должно реализовывать три основные идеи. Во-первых, вызывать чувство гордости за страну и соотечественников. Во-вторых, мотивировать на продуктивную деятельность, направленную на улучшение качества жизни. В-третьих, вызывать желание самосовершенствоваться и развиваться на благо своей страны, не останавливаться на достигнутом.

Ольга БЛИННИКОВА, педагог-организатор, учитель биологии лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П.Киселева», Воронеж:
- Если говорить именно о моем предмете, то даже в биологии нам не обойтись без патриотической направленности изложения учебного материала. Надо стараться уделять особое внимание открытиям, сделанным нашими учеными-соотечественниками. А их немало, это и Павлов, и Сеченов, и Навашин. Я работаю по линейке учебников Пономаревой, знаю, что эта линия долго готовилась к изданию, проходила много экспертиз, тем не менее в среднем звене нет необходимых сведений о наших ученых. А это было бы уместно, можно было хотя бы боковые сноски делать, как в седьмом классе о Павлове, когда мы изучаем нервную систему животных. Но по большому счету и этого недостаточно, хотелось бы большего: рассказа, что это был за человек, ведь у него очень интересная судьба, интересные работы, можно было бы и его портрет поместить. У нас в школе работает лицейское информационное агентство, не так давно ребята сами делали опрос к Дню российской науки и выкладывали в Сети портреты ученых - наших соотечественников, надо было отгадать, кто это и в какой области науки работал. В итоге верно ответили только 30 процентов участников опроса.
Конечно же, не стоит забывать и о зарубежных открытиях и их авторах. Например, разговор о геноме человека сегодня невозможен без упоминания об американских, европейских и китайских ученых. То есть нужно уметь правильно выходить на международный уровень, чтобы у ребят не складывалось узкое понимание.

Николай МАКСИМЕНКОВ (имя и фамилия изменены), учитель математики, Мглинский район, Брянская область:
- Перед тем как ответить на этот вопрос, я выслушал своих коллег, мнения которых сошлись на том, что зря учебник Липсица убрали из Федерального перечня. Учебник хороший, просто кому-то нужно было до него «докопаться». Автора обвинили в том, что он, в частности, не написал про импортозамещение и не объяснил, как наша экономика будет подниматься до 2025 года. А вот если бы он писал, что у нас все хорошо, его бы до сих пор изучали в школе.
По поводу патриотичности учебника мое мнение таково: в специальной литературе никакой особенной любви к Родине и не должно быть. Ну какая любовь к Родине может быть в учебнике химии, скажем? Только упоминания российских ученых. Никакими «российскими связями» химические элементы не соединяются. Так же и в экономике: да, наших ученых надо отмечать, в том числе и тех, чей вклад в науку чуть меньше зарубежных. Но это все. Ведь наука как таковая не может быть ни государевой, ни партийной. Могут возразить: но ведь учебник не совсем специальное издание, не совсем научное. Детям же надо простенько, галопом по европам пробежаться. Но простота принципа научности не отменяет. Даже если мы говорим о совсем простых вещах, мы должны говорить о них верно, пусть и с некоторой степенью приближения, и использовать соответствующие этой науке методы работы с материалом. А факты и методы от того, в какой стране ты находишься, не меняются. Если бы появился другой автор учебника, который придумал кучу примеров о том, как хорошо всем сегодня «живется на Руси», с конкретными названиями и фамилиями, то от изучения этого издания детей нужно было бы освободить. Они сами видят, что у нас творится.
Псевдопатриотизм сегодня никому не нужен. Люди не слепые и не глухие. Меня учили говорить правду, и я этому учу своих учеников.

Иван ПОРТНОВ, пенсионер, Наро-Фоминский район, Московская область:
- Абсолютно любую информацию можно преподнести так, чтобы одни народы и государства выставить в наиболее выгодном ракурсе, а другие – в мрачном и беспросветном. Раньше, во времена Советского Союза, дети четко понимали, что вот эту теорему доказал древнегреческий философ Пифагор, эту формулу вывел немецкий математик Гаусс, это правило вывел русский химик Марковников и так далее. И все понимали, что у каждого народа есть свои герои, тем более у нашего. Дети знали, что наши предки оставили свой след во всех науках, их имена и открытия знают во всем мире, мы по праву можем гордиться этим фактом.
Но кому-то очень интересно все развернуть так, чтобы обучение велось на основе прославления чужих героев, а наши либо оставались в тени, либо их авторство и геройство постоянно ставились под сомнение. Даже если не называть никаких конкретных имен, можно так обставить образовательный процесс, что детям станет стыдно за свою страну, зато они обязательно проникнутся симпатией к другим государствам, где все замечательно.
Поэтому я считаю, что если уж мы воспитываем патриотизм, то есть любовь к своей Родине, делать это надо на положительных примерах, а вовсе не на очернении своей страны и не на смаковании ее недостатков. Особенно если речь идет о школьных учебниках. Недостатки, безусловно, есть, но стоит ли изучать те или иные явления именно на таких примерах?