Татьяна признается, что пришла в профессию благодаря бабушке, которая работала учителем, и другим педагогам, которых встречала на жизненном пути. Самой первой была Любовь Владимировна Артеменко, учитель начальной школы.
- Всегда буду помнить внимательный взгляд ее добрых глаз, требовательный, но ласковый голос. Любовь Владимировна для меня образец доброжелательного, трепетного отношения к своим ученикам, - вспоминает она.
Долго не могла Татьяна определиться с выбором предмета. До седьмого класса ей хотелось быть учителем начального звена, в 8‑м классе она влюбилась в химию, в 9‑м ей очень нравились алгебра и геометрия, появились планы стать учителем математики... Окончательное решение помогли принять дети, подшефные. В старших классах Татьяна занималась туризмом и краеведением, и ей приходилось часто общаться с ребятами младшей школы.
- Именно тогда я поняла, что мне очень нравится этот возраст. Меня подкупают непосредственность ребят, их открытость миру, любовь к жизни, чистые помыслы. Поняла, что мне очень приятно ежедневно обмениваться с ними эмоциями. В какой-то момент я осознала, что на первом месте должна стоять любовь не к предмету, а к детям. Считаю ее главной в нашей профессии, - говорит она.
И сегодня желание младших школьников познавать мир во всех его проявлениях вдохновляет Татьяну Михайловну. Она каждый день открывает для себя что-то новое и по-прежнему затрудняется определить, кто кого обучает больше: она детей или ее дети.
Конечно, не одними розами был усыпан ее учительский путь. Приходилось учиться на собственных ошибках, расставаться с иллюзиями. Вначале, например, Татьяне казалось, что абсолютно все ученики могут на «отлично» справляться с усвоением учебного материала. Лишь со временем она стала понимать, что понятие «успешное усвоение» для каждого ребенка свое и что каждому нужно помочь двигаться по собственному маршруту развития.
Были и другие иллюзии. Начиная работать, Татьяна не сомневалась, что учителя защищает его статус, что сама профессия дает человеку определенный авторитет. Так и было, когда она училась. Пришлось убедиться, что все изменилось, и педагогу, даже очень опытному, сегодня ежедневно нужно доказывать, что он достоин уважения.
Первый год работы был самым трудным, и молодая учительница, любящая детей и верящая в свое призвание, едва не рассталась со школой. Причина - претензии родителей отдельных учеников. Они были единичными, но сильно портили жизнь. Татьяна Михайловна была в растерянности, она не знала, как реагировать на яростные (и, в общем-то, беспричинные) вспышки агрессии родителей в отношении школы.
Молодые учителя, как показывают опросы, уходят именно вследствие недоверия со стороны родителей, от ощущения собственной беззащитности, когда оказываются один на один с проблемой. Но Татьяну Михайловну одну не оставили. Ей помогли коллеги, мудрость проявила администрация, в критический момент очень поддержала семья. Сегодня Татьяна Михайловна благодарна своим коллегам и близким за то, что не позволили ей совершить ошибку - уйти из школы. И в то же время она признает, что та ситуация была в определенной степени полезна: благодаря пережитому в первый год она стала мудрее и опытнее.
- Стало ли со временем легче работать? - этот вопрос я не могла не задать собеседнице.
- С одной стороны, да, с другой - пожалуй, легче не стало. Работа с младшими школьниками требует огромной отдачи. Для детей очень важна обратная связь, они постоянно хотят эмоционального контакта с учителем. А это очень сложно осуществлять, когда у тебя два класса и работаешь в две смены. С восьми утра до пяти вечера находишься в постоянном взаимодействии с детьми. На протяжении всего этого времени под пристальным вниманием ребят. Они замечают каждый твой шаг, ловят каждое слово и даже взгляд. А в пять вечера работа не заканчивается. Необходимо проверить тетради, подготовиться к урокам на следующий день. И не к одному предмету, тут же и математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство и внеклассные мероприятия. Готовясь к урокам, учитель постоянно ищет интересные задания, выбирает приемы, которые активизируют мыслительную работу ребят. Утомляемость от одного и того же вида деятельности у младших школьников высокая, поэтому учителю необходимо тщательно подбирать задания, планировать работу на уроке, и не только. Учителям начальных классов приходится продумывать занятость ребят на переменах.
Да, соглашусь, сложностей много. Но настоящих энтузиастов они не пугают. Тем более тех, кто любит детей и ценит общение с ними. Вот и Татьяна Михайловна считает, что трудности, выводя человека из зоны комфорта, способствуют профессиональному и личностному росту. Она считает, что нигде, кроме школы, не найти такой интересной и насыщенной жизни, таких ярких эмоций, таких доверчивых глаз.
Но, конечно, не о себе учитель думает прежде всего, не о своих чувствах переживает. Татьяну Михайловну уже несколько лет волнует проблема инклюзивного образования. По второй специальности она дефектолог, и идея совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ ей близка и понятна. Кроме того, в своей работе она столкнулась с рядом проблем, которые в настоящее время решать достаточно сложно. По ее мнению, практически невозможно организовать инклюзивное образование в классе с наполняемостью 28 человек. Среди них может оказаться не один ребенок с ОВЗ. Как учителю отследить индивидуальный маршрут развития таких детей? Одним из выходов Татьяне Михайловне представляется социализация детей с ОВЗ во внеурочной деятельности, а не в рамках учебного процесса. Со своими учениками она уже начала реализовывать подобный проект. В рамках проекта Анисимова обучала своих старших учеников (4‑й класс) дактилю и жестовой речи, после чего организовала встречи с ребятами, имеющими нарушения слуха. Вместе дети посещают зоопарк, выставки, музеи. Во время тесного общения происходит социализация ребят с ОВЗ.
...Приходится удивляться, как молодая учительница выросла в профессиональном плане за незначительное время. Трудно поверить в то, что свой первый урок она дала всего четыре года назад - на практике, которую проходила на выпускном курсе у своей первой учительницы. Это была математика в четвертом классе. Урок был тщательно подготовлен, но без ошибок не обошлось. Разбор их, строгий, но доброжелательный, послужил бесценным опытом.
- Сейчас я вижу те ошибки, которые допускала на первых порах. Мне кажется, это непрерывный процесс, и позже я наверняка буду видеть ошибки, которые делаю сейчас. Хорошо, если с каждым годом их будет меньше. В нашей профессии без рефлексии никак нельзя, - говорит Анисимова.
Собственный учительский стиль начал формироваться у Татьяны Михайловны после общения с коллегами, посещения их уроков. Особенно она вдохновилась работой опытного педагога своей школы Людмилы Павловны Бабушкиной. С первого взгляда Татьяна Михайловна влюбилась в ее уроки, они напоминали ей музыку.
Именно Людмила Павловна открыла для начинающего учителя мир образовательных технологий, притом не с теоретической точки зрения, а с практической. Благодаря Бабушкиной Анисимова стала активно использовать технологию перспективно-опережающего обучения Софьи Лысенковой, технологию интерактивного обучения и гуманно-личностную технологию Шалвы Амонашвили.
- Софья Николаевна Лысенкова для меня пример в организации учебного процесса, в объяснении материала, - говорит учитель. - Благодаря ей я смогла решить проблему, с которой столкнулась в начале работы в школе. А Шалва Александрович Амонашвили является для меня примером восприятия и понимания детей. Именно благодаря конкурсу «Учитель года» мне удалось лично встретиться и пообщаться с великим педагогом-гуманистом. Спасибо конкурсу за такой подарок судьбы!
Говоря о конкурсе, я не могла не спросить Татьяну Михайловну, какая черта характера помогла ей победить.
- Мне кажется, прежде всего то, что я была сама собой. Не старалась заимствовать то, что мне чуждо. Транслировала только те идеи, которые действительно реализую в своей педагогической практике ежедневно. И, конечно, мой успех - это заслуга целой команды, которая оказывала помощь в подготовке к конкурсу, которая всегда была рядом. Я очень благодарна конкурсу, он помог мне глубже осмыслить приемы и методы, которые я реализую в своей работе. Во время подготовки конкурсант находится на максимуме рефлексии своей педагогической деятельности.
Общение с коллегами, единомышленниками, обмен опытом оказались очень полезными. Для Татьяны Михайловны с ними связаны самые яркие впечатления конкурса.
Поинтересовалась у Татьяны Михайловны, кто из конкурсантов произвел на нее особенное впечатление, у кого из них захотелось учиться.
- У всех! Я увидела лучших учителей со всей России! Каждый из них обладает своей изюминкой. С опытом каждого хочется ознакомиться поближе. Огромный подарок сделали нам организаторы - все видеозаписи конкурсных испытаний сохранены на официальном сайте конкурса «Учитель года России».
После конкурса у Татьяны Михайловны наступила если не новая жизнь, то новый виток жизни - послеконкурсное движение. Она участвует в различных семинарах, конференциях, форумах, на которых делится опытом и учится у своих коллег.
Хочется пожелать Татьяне Михайловне, чтобы энтузиазм ее не покидал и на все задуманное хватило сил!