- Евгений, можно ли вашу петербургскую школу «Территория» назвать продолжением «Республики Kids» в Москве?
- Нет, это не продолжение. У школ отличаются концепции. Если в «Республике Kids» все в основном про музыку, то «Территория» - центр творческой свободы. Другой и масштаб: тут полторы тысячи квадратных метров уникального креативного пространства с концертным залом, фото- и видеостудиями, классами, оборудованными кабинетами, в том числе для занятий в школе видеоблогеров… Представлено очень много направлений. Этот центр, по моему мнению, пример того, как сегодня должен выглядеть Дворец пионеров. Здесь есть все, что может быть интересно современным детям после школы. У нас преподают не только отечественные, но и иностранные педагоги: есть хореограф из Италии, педагоги по вокалу из Англии. Но, конечно же, моя авторская методика, которую мы наработали в «Республике Kids» за 10 лет, имеет свое продолжение здесь. Я так же обучаю педагогов, а они последовательно воплощают в жизнь мое видение того, как и чему сегодня нужно учить детей и подростков, как их мотивировать.
- В одном из интервью вы говорили, как важно ребенку быть причастным к тому материалу, который он осваивает. Как вы подстраиваетесь под ребенка?
- Не совсем так. Мы скорее хотим уловить, услышать ребенка, превратить процесс обучения в некую игру и сделать это современным языком. Это нужно, чтобы не было двойных стандартов, когда мы, к примеру, учим правило буравчика, а оно нам нигде никогда не пригождается. Мы стараемся учить тому, что потом имеет практическое применение в жизни. У наших учеников нет в голове раздвоения. Не важно, какой путь они для себя выберут - творческая это будет профессия или они будут руководить компанией. Ребенка нужно учить подходить к любому процессу изобретательно, даже если впоследствии это ведение бизнеса. В этом случае бизнес приобретает совершенно другой оттенок. А уж если они выбрали сцену в качестве профессии, то здесь для них прописаны золотые правила. Я обучался музыке в Европе и Америке, эти знания адаптировал и применил в России, насколько это возможно с учетом нашей ментальности.
- Что вы имеете в виду, говоря о ментальности?
- Российская ментальность складывается в том числе из того, что мы довольно ленивые и сильно завистливые. Но в силу своей природной лени мы наделены большой прытью ума. Мои ученики, которые продолжали получать образование в Америке или Англии, говорили, что там они выслушивали практически то же самое, что я им вещал, но уже за большие деньги. Основная задача ребенка - учиться. Все, что мы закладываем, имеет накопительный эффект и начинает работать, когда человек превращает это в профессию.
- Как взрослому человеку разглядеть то, что интересно ребенку?
- Ребенка надо водить на мероприятия, спектакли, мультфильмы, кинофильмы, читать с ним книги, обсуждать прочитанное и увиденное, путешествовать. Проводить много времени, разговаривая с ним, чтобы разглядеть его интересы. И, конечно же, пробовать. Мотивацией для ребенка может служить даже мультфильм. Например, моя дочка Стефания захотела заниматься балетом после просмотра мультфильма «Балерина». Сначала ее мотивировал мультфильм, затем видимые результаты. Акцент постепенно смещался. Она продолжала работать с удовольствием. Если бы не мультфильм, то, может быть, этого начального порыва в ней и не возникло бы. Боже избави ее быть профессиональной балериной! Но то, что балет для девочки крайне приятное и полезное занятие для развития, - это точно. В этом есть эстетика, красота, дисциплина. Многие вещи прививаются, когда человек занимается такой активностью. Она ходит и в «Республику Kids», занимается вокалом, рисует. Время покажет, что начнет доминировать. Все эти занятия необходимая вещь для того, чтобы человек рос цельным, не пустым, чтобы у него не оставалось свободного времени, которое он тратит на глупости.
- Есть ведь и те родители, которые считают, что для ребенка важнее просто счастливое детство…
- Так у моей дочери счастливое детство. Вы поймите, мои дети никогда не получают знания через назидание. Все, что я ей прививаю, прививаю через удовольствие. Без этого ребенок не будет заниматься. Конечно, ничего невозможно без труда, жертвы свободным временем, общением с друзьями. Но с ребенком надо отдельно говорить об этом, объяснять, для чего это нужно. Словом, мотивировать. Правда, если единственная мотивация - не расстраивать маму, она недолго будет работать. Более того: все это потом аукнется. Даже поездку в соседний город можно превратить в игру: заранее к ней подготовиться, а затем вместе изучить местность, предложить ребенку провести экскурсию… Я давно перестал выписывать кому-то приговор. Бывает, приходит угловатая, неуверенная в себе девочка, которой и медведь на ухо наступил. Но проходит четыре года, и оказывается, что это самая красивая девочка в классе, которая не просто танцует, а побеждает на конкурсах в Лос-Анджелесе, и поет - не просто в ноты попадает, а стильно, еще и записывает дуэт с американскими рэперами. Добиться такого результата можно только усердием. Это путь Золушки. Золушка как героиня вообще самый большой мотиватор. Это же самая интересная история, пересказанная тысячекратно. Это то, что происходило с Барброй Стрейзанд, одной из самых успешных женщин в индустрии шоу-бизнеса в мире. Только ленивый не вынес ей приговор: страшная, неталантливая, из бедной еврейской семьи. Так должен верить в себя каждый подросток. У многих наших учеников - победы на российских и международных конкурсах, крупные контракты. В этом я вижу продолжение нашей работы.
- Что главным образом влияет на успех?
- Все в совокупности. Но люди усердные свое мастерство оттачивают до такого состояния, что ремесленника часто не отличить от гения. Трудолюбие творит чудеса. И к трудолюбию надо приучать с детства. Почему мы не являемся частью мировой индустрии, почему никто, кроме музыкантов, проповедующих классическое искусство, у нас ничего не добивался на мировой сцене? Факторов, конечно, много. Но у меня ответ один: лень. Мы ленимся в совершенстве знать язык. Мы ленимся осваивать эту профессию. И думаем, что если мы филигранно перепеваем Кристину Агилеру близко к оригиналу, то мы уже великие певцы, должны занять ее место. Да ничего подобного! Я знаю, за что западные певцы получают свои немыслимые гонорары. Сегодня дети, кстати, не понаслышке знают, что такое деньги, для чего они нужны. Мы догадывались об этом лет в 17 или 18, а они знают о них с малолетства. И поэтому с ними можно и нужно говорить о деньгах в том числе.
Многие исполнители сегодня популярны. Но часто эти люди не имеют никакого отношения к профессии. Более того: этот успех уже через год ничего не будет стоить. Это вспышка. Эти люди несчастны, им нельзя завидовать. Ведь они привыкают к успеху, от которого потом будет сложно отвыкнуть.
- Как вы считаете, в век интернет-технологий добиться успеха проще?
- Конечно, путь к зрителю упростился. Студию можно собрать дома. Посредством Интернета привлечь к себе внимание. Нет единого информационного поля. В остальном ничего в этой профессии не поменялось. Установки, что и 20, 30, 40 лет назад, те же. Важно то, как ты этим впоследствии распорядишься. Важно понять, на какую аудиторию работаешь. Тут ты кумир, а там про тебя ничего не знают, у каждого свой праздник.
- Родители и дети могут жить в параллельных мирах…
- Поэтому я призываю родителей не терять связи со своими детьми, разговаривать с ними, спорить, просто познавать их мир, иначе перестанете быть друзьями. Последними, к кому они пойдут с проблемами, будете вы. Если для детей существует много программ, то на подростков общество наплевало, они предоставлены сами себе.
- Современные дети другие?
- Да, они отличаются. У них нет страхов и загонов, которые генетически сидят в нас. Еще одна черта - узкая направленность, которая мне никогда не нравилась в американцах. Они могут отлично разбираться в своем деле, но не знать элементарных вещей из других областей, даже бытового свойства!
- Каким тогда должен быть современный педагог?
- Он должен быть человеком, с которого дети захотят брать пример, который даст информацию, которую они не смогут просто погуглить. Он также должен получать информацию от них.
- Почему вы ушли из «Голоса»?
- Я со всеми проектами прощаюсь тогда, когда процесс становится предсказуемым для меня. Выработал привычку заниматься тем, что держит в легком напряжении или является для меня некой миссией, когда я могу сделать то, чего не могут другие. За тот год, когда меня не было в этом проекте, я успел поставить мюзикл, провести два фестиваля, запустить несколько проектов на различных телеканалах и, главное, открыть в Питере центр «Территория»! Но каждой команде я безумно благодарен, потому что это тот опыт, который влияет на мое мировоззрение и профессионализм. Я из тех людей, которые считают, что в жизни ничего не происходит просто так и важно то, как ты этим распорядишься.
- К тому же во многих своих пуб­личных высказываниях вы часто ругали телевидение…
- Я и сейчас ругаю. Мне непонятно, когда на центральных каналах пять дней в неделю обсуждают личность Дианы Шурыгиной. Я же знаю прекрасно, какого уровня специалисты там работают. Они в состоянии абсолютно из любого сделать заметную фигуру, хотя бы на какое-то время. Почему под их прицел не попадают люди, достойные этого внимания? Когда в американской школе подросток совершает преступление, про него запрещено говорить. Говорят о самом факте. Подросткам не хватает внимания. И, желая «прохайпиться», они готовы на все, порой на мерзость. Эту девочку обсуждает вся страна, потом она делает сольный альбом, ее приглашают в какой-нибудь сериал. И так далее. А как мне потом подросткам объяснять, что надо трудиться, получать знания? Люди, которые это делают, лишены ответственности. Смотрел недавно интервью с уважаемым мною артистом Александром Гудковым, чей юмор напоминает мне юмор Хармса и очень симпатичен. Но интервью раздосадовало меня: я узнал, что омерзительные клипы с участием наших народных артистов сняты именно им. У меня оправдание ему нашлось только одно - у него нет детей. Или Юрий Дудь. Безумно талантливый журналист, трудолюбивый, эрудированный, с феноменальной памятью. Но меня не устраивает, что он всегда опускается до уровня интервьюируемого. Если перед ним сидит Фараон, то он тоже должен через слово материться.
- Может, он в жизни так себя и ведет?
- Нет, мы летели с ним в Женеву в одном самолете, и я наблюдал, как он себя ведет. Интеллигентный парень, образованный. В одаренном человеке можно разочароваться из-за пустяка, когда из желания быстро заработать он совершает глупости. Я верю, что к таланту и к личности должны прилагаться красивые поступки, миссия, которую человек достойно несет. Мы ответственны перед детьми, они завтра будут принимать решения.
У меня хор имени Гарри Поттера в программе «Слава богу, ты пришел» поет разные куплетики. С этого начинается каждая программа. Много об этом говорят и пишут. Но я Сергею Светлакову сразу обозначил, что мы не затрагиваем политические темы, не опускаемся до какой-то грязи. Я считаю, что оградить от сегодняшних довольно примитивных хитов мы детей не можем и не должны, а вот превратить эти песни в объект сатиры - значит перестать обозначать их запретными, а следовательно, и привлекательными.
- Евгений, а может, наша аудитория и не готова принимать других артистов и журналистов?
- Нет, готова. «Голос» тому свидетельство… Россия купила чуть ли не пятидесятыми этот формат. Он зашел просто сенсационно. Раньше все думали, что у нас нет талантливых людей, иначе как объяснить, почему одни и те же люди на сцене последние 30 лет. Нет песен, живой музыки. «Голос» совершил небольшую революцию. Мы получали письма от старшего поколения с благодарностью - ну наконец-то! Просто все новое должно быть так же убедительно и достойно подано, как это было с «Голосом». Вот тогда это будет заметно. Но в основном на телевидении все мимо здравого смысла.

Досье «УГ»

Евгений Петрович Орлов - советский и российский музыкальный продюсер, композитор, режиссер, аранжировщик. Президент творческого движения «Республика Kids» и фестиваля «Поколение NEXT». Музыкальный продюсер телешоу «Голос», «Голос. Дети», «Фабрика звезд», «Новая волна», «Детская новая волна». Продюсер групп «Отпетые мошенники», «Сливки», «Гости из будущего», дуэта «SMASH!!» и др. Преподаватель бизнес-школы RMA. Автор методики по развитию творчески одаренных детей и подростков.