«Высший» уровень

- Несоответствие среднего профессионального образования или высшего образования учителя направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должности учителя, само по себе не является основанием для отказа в прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от учителя заявления о прохождении аттестации.
Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 7.04.2014 №276) (далее - Порядок аттестации).
Так, высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих результатов работы:
- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;
- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
Подробнее смотрите Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 3.12.2014 №08-1933/ 505).

Обучение на дому

- При наличии каких заболеваний у ребенка школа должна организовывать его обучение на дому? Как регламентируется порядок предоставления такого образования?

- Необходимо отличать формы получения образования обучающимися. В Российской Федерации образование может быть получено:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) (ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).
Согласно пункту 1 части 3 ст. 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В силу пункта 2 части 3 ст. 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
При этом частью 5 ст. 63 Закона об образовании на родителей (законных представителей), избравших для детей получение общего образования в форме семейного образования, возложена обязанность информировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования может быть организовано и образовательными организациями на дому (ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 41, ч. 10 ст. 66 Закона об образовании). Обучение на дому в данном случае возможно при наличии ряда заболеваний. К ним, в частности, относятся, например, злокачественные новообразования; нарушения свертываемости крови; сахарный диабет I типа; сердечная недостаточность; детский церебральный паралич.
Полный перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утвержден приказом Минздрава России от 30.06.2016 №436н. Данным приказом также определены особенности течения заболевания, требующие обучения на дому.
Порядок регламентации и оформления правоотношений с государственной или муниципальной образовательной организацией в части организации обучения на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ (ч. 6 ст. 41, ч. 11 ст. 66 Закона об образовании).
Так, в г. Москве согласно Порядку регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих общеобразовательные программы на дому (приказ Департамента образования г. Москвы от 18.04.2014 №281), основанием для организации обучения на дому является:
- заключение медицинской организации;
- обращение родителей (законных представителей) в письменной форме.
На основании данных документов оформляется распорядительный акт образовательной организации. Для обучения на дому разрабатывается индивидуальный учебный план. Обучение на дому может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучающиеся бесплатно обеспечиваются необходимыми учебниками, художественной, справочной и другой литературой, имеющейся в библиотеке образовательной организации, и пользуются всеми академическими правами обучающихся. Сроки обучения определяются сроками действия медицинского заключения. Обучающийся проходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию.
Кроме того, на основании ч. 4 ст. 7 Закона г. Москвы от 28.04.2010 №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» на период получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий обучающимся предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение.
Федеральным законом от 24.11.1995 №181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 19 предусмотрена возможность компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов, обучающихся на дому. Размеры такой компенсации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Так, например, региональным законодательством может быть закреплено, что при обучении по медицинским показаниям на дому взамен предоставляемого питания полагается денежная компенсация в размере, определенном региональным законодательством.

Доверяя, проверяй

- Если большинством голосов коллектив школы выразит директору недоверие, станет ли такое решением бесспорным основанием для его увольнения?

- У коллектива, конечно, есть право обратиться с жалобами, просьбами, доводами к учредителю, в том числе и по рассматриваемому вопросу. Но решение об увольнении принимается учредителем образовательной организации самостоятельно, в рамках действующего законодательства.
Трудовым кодексом РФ предусмотрена лишь одна возможность увольнения работника по инициативе работодателя «по недоверию», предусмотренная п. 7 ч. 1 ст. 81, - в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
Уволить работника «по недоверию» можно, если соблюдены два основных условия: его работа должна быть непосредственно связана с транспортировкой, приемом, хранением и распределением денег или товаров, а факт совершения виновных действий должен быть установлен документально. Иначе такое увольнение может быть оспорено в суде.
Пунктами 45, 47 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» были даны следующие разъяснения.
Судам необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т. п.), и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты довериям к ним.
При установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений эти работники могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их работой.
Если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен с работы (соответственно по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 193 ТК РФ.
Если же виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то трудовой договор также может быть расторгнут с ним по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, но не позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (ч. 5 ст. 81 ТК РФ).
Таким образом, претензии коллектива не должны быть голословными. Если вы видите, что указанное вами лицо нарушает закон, например использует денежные поступления в школу в собственных интересах, надо постараться собрать максимум доказательств этого нарушения. Далее можно направить соответствующую жалобу учредителю вашей образовательной организации, что станет поводом для проверки. В результате этой проверки могут «вскрыться» и другие нарушения, которые могут послужить безусловному увольнению.
Обращаем внимание, что для увольнения руководителя образовательной организации могут быть и другие основания.
1. Увольнение по собственному желанию. Причины указывать в данном случае необязательно, если только нет существенных препятствий для необходимости отработать после подачи заявления один месяц. При наличии же обстоятельств, которые вынуждают руководителя уволиться, в заявлении они должны быть указаны с предоставлением документального подтверждения.
2. При увольнении руководителя за допущенные нарушения согласно нормам действующего законодательства основаниями могут стать:
- ликвидация образовательной организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- выявленное несоответствие занимаемой должности (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- в случае, когда было наложено дисциплинарное взыскание и в течение календарного года, пока оно еще не снято, руководитель опять не выполняет возложенные на него обязанности без уважительных причин (п. 5 ст. 81 ТК РФ);
- при грубом нарушении должностных обязанностей достаточно одного выявленного факта, чтобы руководитель был уволен (п. 6 или п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- совершение руководителем образовательной организации аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- принятие необоснованного решения руководителем организации, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1. ст. 81 ТК РФ);
- при увольнении согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ уполномоченный орган имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем образовательной организации, не объясняя причин;
- руководитель образовательной организации может быть уволен по основаниям ст. 351.1 ТК РФ, предусматривающим досрочное прекращение трудовых отношений с работниками в сфере образования в том случае, если лица, занимающиеся педагогической деятельностью, были судимы за преступные деяния, направленные против жизни и здоровья людей, а также свободы, чести, достоинства личности;
- дополнительным основанием для увольнения руководителя образовательной организации (и всех педагогических работников) служит использование методики обучения с применением насильственных методов физического или психического воздействия на учащегося (п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ).