Становление личности
Если оценивать педагогического мыслителя по оригинальности и прогностичности его идей, то, несомненно, Дмитрий Иванович Менделеев (27 января (8 февраля) 1834 г., Тобольск - 20 января (2 февраля) 1907 г., Санкт-Петербург) и выдающийся ученый, и крупный деятель образования своего времени. Среди его педагогического наследия не только фундаментальные учебники по химии и статьи по животрепещущим вопросам образования, которые актуальны и сегодня, но и десятки учеников, которые оставили свои воспоминания о нем как о своем учителе. А своим учителем его считали и основоположник русской физиологии И.М.Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К.А.Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В.И.Вернадский. Это только самые громкие имена тех ученых, которые называют Д.И.Менделеева своим учителем.
Выбор великих служений Дмитрия Ивановича не случаен и связан во многом с семьей, в которой он вырос. По отцовской линии его дед - священник Павел Максимович Соколов, заложивший в семье основы духовности. По существовавшему тогда обычаю, если несколько братьев становились священниками, только один из них оставался с прежней фамилией. Другим же приходилось брать иную фамилию. Так, будущий отец Дмитрия, Иван Павлович Соколов, взял фамилию соседского помещика и стал Менделеевым.
С отцом связаны истоки научной и образовательной ипостасей в личности Д.И.Менделеева. Иван Павлович был высокообразованным человеком. Он окончил Петербургский педагогический институт, работал в гимназиях Саратова и Пензы учителем философии, изящных наук и политической экономии. А с 1827 г. Иван Павлович стал директором Тобольской классической гимназии. Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию выделяли И.П.Менделеева из окружавшей его педагогической среды.
Мать будущего великого ученого, Мария Дмитриевна, происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале ХIХ века играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения, как просвещение и промышленность.
Характеризуя тех близких людей, которые оказали влияние на формирование личности Дмитрия Ивановича, необходимо также назвать мужа его сестры декабриста Н.В.Басаргина, человека острого аналитического ума, энергичного и деятельного по натуре, оказавшего большое воздействие на развитие гражданских и патриотических качеств личности будущего ученого.
В гимназические годы произошла встреча Дмитрия с рядом талантливых учителей, преподававших в тобольской гимназии, - учителем математики и физики И.Руммелем и учителем истории М.Доброхотовым. Но особо среди гимназических педагогов выделялся преподаватель русской литературы и словесности, известный поэт, автор сказки «Конек-Горбунок» П.П.Ершов.

Выбор судьбы
В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступает в 1850 г. в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием».
Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, - это «первоклассные профессора». Курсы по математике читал выдающийся математик М.В.Остроградский, физику - академик Э.Х.Ленц, но особое воздействие на становление ученого оказал профессор А.А.Воскресенский, которого Менделеев позднее называл «дедушкой русской химии». Именно А.А.Воскресенский большое внимание уделял опытам, исследовательской деятельности студентов. И, наконец, значительное влияние оказывали интенсивное общение внутри студенческой среды, беспрерывное обсуждение будущей деятельности, ее нюансов, которые не раскрывали, по мнению Менделеева, курсы педагогики, «освещавшие все верхним светом».
В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам.
Непосредственный учительский опыт самого Д.И.Менделеева оказывается довольно коротким. Всего два года он преподает естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности Д.И.Менделеева в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. С этим очень насыщенным для Д.И.Менделеева временем связаны и его первые выступления, и публикации по вопросам российского образования.

Педагогика «жизненного реализма»
В 1860-1890‑е годы Менделеев был сосредоточен на научно-педагогической деятельности и эпизодически выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования: 1870‑е годы - проблемы средней школы, 1880‑е годы - вопросы высшего, преимущественно университетского, образования, 1890‑е годы - в центре внимания вопросы технического образования и того, что можно отнести к сфере дополнительного образования.
Конец 90‑х годов ХIХ и начало ХХ века - время после вынужденного ухода из университета - связаны с обобщением Д.И.Менделеевым своей философии образования «жизненного реализма».
Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и на новом уровне обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видит систему народного образования России в будущем. Именно в этот период ученый создает свои главные педагогические работы: «О народном просвещении» (1899), «Экзамены» (1899), «Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению» (1900), «Общеобразовательные гимназии» (1901). Публикует главы из «Заветных мыслей»: «Об образовании, преимущественно высшем» и «О подготовке учителей и профессоров» (1904). Пишет «Проект Училища наставников» (1906).
Содержащиеся в них мысли и идеи оригинальны и глубоки, обжигают актуальностью и прогностичностью рассматриваемых педагогическим мыслителем в них проблем.
Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д.И.Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным». И речь теперь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным.
По замыслу ученого образование призвано отвечать интересам развития страны, способствовать ее усилению и обогащению. В данной связи Д.И.Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями».
Для этого образование должно быть и индивидуальным, и доступным. В связи с этим ученым высказывается ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, отменить экзамены, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Д.И.Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана, основанного на этих подходах.
В высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретное специальное знание в профессиональной подготовке должно опираться на глубокие общенаучные знания. Д.И.Менделеев видел в высших учебных заведениях не только общеобразовательные учреждения, но и источник создания в России трудовой интеллигенции, способной самостоятельно развивать русскую науку, технику, культуру страны.
Подчеркнем, что этот принцип Менделееву максимально удалось реализовать в своей преподавательской деятельности. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, и в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, - разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки».
Польза образования может быть усилена, если оно носит непрерывный характер, то есть талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень вплоть до высших учебных заведений. Сегодня мы бы сказали, что образование, по его замыслу, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей.
При этом Д.И.Менделеев определял значение каждой ступени образования, и это значение отличалось от принятого в современной ему системе образования России. Роль начального образования, по его мнению, была в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Среднее образование призвано было способствовать развитию индивидуальных особенностей молодого человека, а высшему предстояло осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами.
В последние годы научно-педагогического творчества Д.И.Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования», эта категория включает в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования - общего и университетского, профессионального и технического.

Все для России
Новый импульс на философской основе педагогики «жизненного реализма» получает в итоговых работах мыслителя и его излюбленная тема подготовки учителей. В докладной записке министру народного просвещения И.И.Толстому «Проект Училища наставников» (1906) Д.И.Менделеев, характеризуя общий упадок научной, литературной, художественной жизни, связывая его с невысоким уровнем образования в стране, выход из положения видел в создании училища наставников. Это училище не только должно было располагаться в географическом центре России, «лучше бы всего на берегах Волги или Оки», но и находиться в центре современной научной и педагогической мысли. Определяя педагогическую деятельность как одну из «общенародных надобностей», Д.И.Менделеев был убежден, что учитель наряду со знанием своего предмета должен обладать философским мировоззрением. В связи с этим он включал в программу обучения широкий круг дисциплин, охватывающий практически все области знаний.
В целом процесс формирования педагогической системы Д.И.Менделеева по своей логике схож с процессом открытия им периодической системы. Тот же ход - от анализа отдельных элементов к обобщениям, к созданию четкой общей картины видения современного ему российского образования. И, главное, тот же высокий прогностизм. Большинство из предложенных им подходов получили затем свое осуществление в российском образовании ХХ века, а некоторые еще ждут своей реализации.
Но дело заключается не только в, несомненно, весомом научном вкладе Д.И.Менделеева в развитие отечественной педагогики. Обращаясь к вопросам народного образования, Дмитрий Иванович всегда искренне думал только о благе России. В его статьях и письмах не чувствуется обиды на те многочисленные притеснения, которые ему пришлось претерпеть от власть имущих и завистливых коллег (не выбрали в академики Императорской академии наук, не присудили Нобелевскую премию, вынудили уйти из университета). Не обращая на это внимания, он мужественно и целенаправленно бил в набат, обращаясь к тем, кто готов порадеть на благо российского образования. Может быть, этот социальный оптимизм и составляет самый важный нравственный урок, который преподал нам «русский Леонардо» Дмитрий Иванович Менделеев.

​Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент Российской академии образования, профессор, председатель правления НО Благотворительного фонда наследия Менделеева