Мамины письма - особая история. Писали мы часто, а шли они относительно долго - порой даже забывала, о чем в предыдущем послании писала... Бывало, что между мной и мамой по 5‑6 писем ходило...
Помню, мои письма, равно как и мамины, в обыкновенные конверты не помещались, до того объемными были. Поэтому я сама делала конверты и приклеивала на них марки.
Однажды я поехала в Уфу на курсы... Телефона же не было, сразу не написала маме. После курсов тоже все некогда было... Она заболела, бедная, писем ожидаючи... До сих пор корю себя. Это очень ответственно было - писать письма. Словно быть в ответе за тех, кого приручил.
Я любила переписываться. С мальчиком одним из Киева переписывалась лет двенадцать. В пятом классе написала наудачу письмо в Киев - в школу такую-то, 5‑му «А» классу, 12‑му ученику по списку в журнале. Письмо дошло. Двенадцатым оказался Юра Козаченко. У нас даже родители подружились и посылки друг другу присылали.
После первого курса вуза мы с девочками собрались ехать на Украину - Юра пригласил. Мама всполошилась, испугалась, что я останусь в Киеве, и не отпустила. Такие дела. А иначе, глядишь, и судьба бы была другая.
По письмам, по плотно уложенным в них строчкам, можно «перелистать» всю мою жизнь. С тревогой думаю о том, что сейчас мы не пишем писем друг другу. Эсэмэски, электронные письма и чаты в соцсетях - это совсем другое, другая культура, упрощенная до примитивизма. Они не имеют той значимости, что имели бумажные письма. Как и многое в нашей жизни, они стали одноразовыми, мимолетными и легкомысленно-пустыми.
Слово на бумаге более взвешенно и ответственно, чем слово в электронном тексте. Хотя бы потому, что существует временное пространство между письмами. Нет скоропалительности, а есть возможность осмыслить прочитанное и свой ответ.
Я преподаю литературу и на уроках рассказываю детям о важности эпистолярного наследия писателей, ведь письма помогают раскрыть личность художника, отражают этапы творческого процесса, сопровождающие его бытовые отношения, обсуждения черновых замыслов, разногласия с коллегами. Как самостоятельные произведения мы перечитываем письма Пушкина или переписку Чехова с Ольгой Книппер, потому что именно в эпистолярном жанре находим истинную исповедь души любимого автора, приходим к пониманию его намерений, а значит, и к верному восприятию творческих замыслов. Именно письма позволяют выявить духовный и нравственный облик художника слова - то, как проявляется его гражданская позиция.
Рассказывая о своих планах близким людям, писатель находится в процессе структуризации будущего творения, то есть осмысливает его, уясняет нюансы, формулируя не выраженные еще образы.
А разве не так же поступают в жизни обычные люди? Разумеется, так. В наших письмах отражаются наши стремления - цели и задачи, мы делимся с родными и друзьями самым сокровенным.
Пишите бумажные письма. Сколько радости вынимать из почтового ящика конверт с красочной маркой и штемпелем далекого города! Сколько радости перечитывать душевные выстраданные строки!

Фаиля СИТДИКОВА, учитель русского языка и литературы, средняя школа д. Нуркеево, Республика Башкортостан