Знают ли дети, откуда берутся деньги? Конечно, знают - из тумбочки, из маминой сумочки, из папиного кошелька. Буратино закопал золотые монеты в землю (по совету лисы Алисы и кота Базилио), чтобы выросло много-много золотых монет. Наши дети не намного смышленее Буратино. Дети постарше на вопрос, откуда берутся деньги, отвечают: «Это зарплата, пенсия, премия, подарки в виде рублей». Нужно ли их беречь, жалеть, что не туда потратил, еще один вопрос. Обычный ответ: «А зачем? Ведь в следующем месяце родители опять получат зарплату, а бабушка пенсию, и деньги снова появятся».
Взрослым надо постараться, чтобы у ребенка сызмальства складывалось уважительное отношение к деньгам, чтобы не было навязчивого желания как можно быстрее их потратить, не важно, на что. Нужно прививать разумное отношение к ним. Конечно, не в том смысле, как учил отец маленького Чичикова - героя поэмы Гоголя «Мертвые души»: мол, береги копейку, все на свете прошибешь копейкой! Бывает, конечно, нездоровое пристрастие к деньгам в иной семье, скупость, которая может передаваться детям. Ребенок, подрастая, может усвоить роль «великого ростовщика Шкиды» из кинофильма «Республика ШКИД». Но речь не об этом, мораль тут не всегда уместна. Расходы - это наша повседневность, и как ее воспринимают наши дети, зависит от нас, все идет из семьи.
Личный опыт ребенка - походы в магазин за продуктами, распоряжение карманными средствами - сильнее, нежели обычные беседы, пусть даже с конкретными примерами. Дети, которых приучили разумно пользоваться своими финансами, поощряли их стремление к дополнительным заработкам, став взрослыми, будут успешнее и даже счастливее, чем те, кого не учили этому дома.

Шарфик не понравился

Анастасия ГРАЧЕВА, учитель, Москва:
- Знают ли наши сегодняшние школьники цену деньгам, умеют ли их беречь? Я уверена, что большинству она не только неизвестна, но и неинтересна. И такое мнение вовсе не зависит от того, состоятельная их семья или очень средняя, живущая от зарплаты до зарплаты. Мне неоднократно приходилось это наблюдать во время наших с классом экскурсий, поездок в другие города. Помню, одна из моих учениц купила себе дорогой шарфик, но, померив уже в поезде, заявила: «Не нравится, придется выбросить». Почти так же безрассудно нередко тратят деньги дети и из семей с весьма скромным достатком. Ни в школе, ни дома по-настоящему ответственно их не учат бережливости, чтобы они с раннего возраста усвоили важную истину: деньги даром никому не даются, это плата за труд, чтобы больше получить, нужно и трудиться больше.
Я хочу рассказать о семье одной моей коллеги - Евгении Ивановны Милютиной. Она до ухода на пенсию преподавала русский язык и литературу в нашей школе, а ее муж был главным врачом одного из военных госпиталей. Семья жила в достатке. И тем не менее их дочери Наталья и Владислава довольно рано научились самостоятельно зарабатывать, а значит, и беречь деньги. Они едва ли не с первого класса привыкли ценить их. Мама раз в месяц давала им так называемую стипендию, или карманные деньги, научила их планировать свои расходы. Если деньги кончались раньше срока, родители отказывали им в «кредите», то есть не давали денег в счет будущей «стипендии». «Тратьте так, чтобы хватило на все время», - говорили они. С младших классов сестер приглашали на семейные советы, в которых нередко участвовала и приехавшая погостить бабушка. Тогда все вместе обсуждали, скажем, куда летом поехать отдыхать, сколько на это потребуется денег. Выслушивалось мнение и дочерей.
В конце 80‑х девочки учились в школе: старшая - в одиннадцатом, младшая - в восьмом. Тогда многие подростки старались подрабатывать. И вот Наташа организовала бригаду девочек, которая мыла чужие окна. Через год к ним присоединилась и Владислава.
Став студентками, сестры подрабатывали на подсобных работах в магазинах. Их юность пришлась на трудные девяностые. И в ту пору они стали существенно помогать родителям. Наташа одно время была «челноком» - ездила за товарами в Польшу и Чехию, а Владислава продавала привезенное. И тем не менее девочки отлично учились. Старшая - в медицинском, младшая - в экономическом.
Прошли годы. У Наташи и Влади­славы появились свои дети. А теперь и они повзрослели. Старший Василий окончил экономический факультет МГУ, его сестра Даша учится на факультете журналистики. А дочка Наташи Алина оканчивает архитектурный. Все трое внуков Евгении Ивановны начали подрабатывать еще в школе: распространяли листовки, сортировали письма на почте. А еще Даша и Алина водили экскурсии по Москве. Надо сказать, что и внуки Евгении Ивановны во многом независимы материально от своих родителей.
Думаю, что именно вот так надо растить детей - чтобы они знали, что деньги не появляются сами собой, а достаются трудом, нередко тяжким.

Наш Том Сойер и его друзья

Алексей КРАСКО, заслуженный строитель РФ, Московская область:
- Как-то я стал нечаянным свидетелем разговора моих внуков - Федора, студента-второкурсника, и Андрея - старшеклассника. Мальчики говорили о своем желании поехать на Байкал или даже на Камчатку. Уж очень им хотелось повидать эти дальние края. Сам я все это видел, там прошло мое детство, мой отец тогда служил на Дальнем Востоке, а затем в Сибири.
Рассуждали и о том, где взять деньги на путешествие. «Дед обязательно нам подбросит деньжат», - утверждал младший, Андрей. «Еще мама с папой дадут», - добавил он. «Папа копит на новую машину», - напомнил Федор. «Ну и что, можно подождать еще год, - не унимался Андрей. - Вот и другого деда можно попросить, он даже сам предлагал». А затем ребята стали подсчитывать свои собственные сбережения. Оказалось всего около двух с половиной тысяч рублей. Решили еще подкопить.
Я, извинившись, что невольно подслушал их диалог, подошел к ним и спросил: «Ну а сами-то вы не хотите подзаработать?» «Я бы с удовольствием, - ответил Федор. - Но где?» И тогда я предложил: «Вот я еще прошлым летом затеял капитальный ремонт дачи. Кое-что сделано. Работали двое: я и ваш отец. Вот и присоединяйтесь к нам. За работу вы получите деньги». Мальчики посовещались, согласились.
Весной мы обсудили с ребятами и еще одним профессиональным строителем план ремонта. К моим внукам присоединились двое юношей, друзья Федора, причем один из них, Дмитрий, уже занимался ремонтом дачных построек для жителей поселка, его даже прозвали в шутку «заслуженный строитель Загорянки». Вот эта бригада почти два месяца трудилась на моей даче. Им я хорошо заплатил, а Дмитрию выдал еще и премию за ударный труд.
И что вы думаете, в августе все четверо совершили поездку на Байкал, получили массу впечатлений, увидели непередаваемую красоту Сибири.
Этим дело не кончилось, ребята приобрели славу толковых работников. Теперь все четверо в летние каникулы подрабатывают на ремонте дач жителей нашего поселка. Их с удовольствием приглашают, потому что доверяют: юноши все делают на совесть. Поэтому и платят им нередко больше, чем они запросят. А одиноким старикам ребята помогают бесплатно: забор восстановят, дверь отремонтируют, ступени на крыльце поправят.

Признак личной свободы

Михаил ЯСНОВ, кандидат психологических наук, Тульская область:
- Меня мои родители, врачи по профессии, естественно, с весьма скромными доходами и по тем временам с пяти-шести лет отправляли в магазин за продуктами, так как ближайший гастроном находился от нашего дома неблизко. Они поступали так: давали мне определенную сумму денег и записку, в которой было указано, чего и сколько я должен был купить (в пять лет я уже довольно бегло читал). Я ходил от прилавка к прилавку, а мама или папа меня ждали у входа. Они были уверены, что учить детей копить и тратить деньги разумно следует с малых лет.
Чем больше я взрослел, тем серьезнее были поручения, касавшиеся покупок. Что это мне дало? Я научился хорошо считать в уме: сколько денег я должен заплатить и сколько мне должны сдать. Помню, однажды я обнаружил, что мне сдали лишние деньги, и их вернул, чем вызвал благодарность и похвалу кассира и других покупателей. Сдачу, если она была небольшой, родители мне разрешали оставлять себе на личные расходы или класть в копилку. Каждый раз я сообщал маме, какую сумму денег мне вернули в магазине. Так я привык беречь деньги, рассчитывать, чтобы их хватило на все запланированные покупки.
Дети должны все знать о семейном бюджете: сколько денег заработано и на что собираются их потратить, сколько нужно отложить на какую-то вещь. Тогда они не станут просить лишнее. Уже с 2‑3 лет обязательно нужно уметь отказывать в какой-то покупке по их просьбе и объяснять почему. Хорошо бы завести такую традицию: всей семьей, включая детей, обсуждать все предстоящие значительные покупки - и сумму стоимости вещи, и марку, скажем, автомобиля.
Давать или не давать детям карманные деньги? Собственные деньги для них - это признак личной свободы. Надо приучить ребят полученные деньги правильно распределять в течение недели, месяца и стараться часть сэко­номить на какую-то довольно крупную вещь (фотоаппарат, велосипед) или на путешествие во время летних каникул. Здесь я имею в виду уже подростков. С первого класса ребенок должен усвоить такое неукоснительное правило: ты можешь потратить только те деньги, которые накопил или заработал сам. Карманные деньги - самый надежный способ приучить сына или дочь управлять ими, беречь и разумно тратить.
До сих пор учителя, психологи и родители не пришли к единому мнению: вред или польза от детских копилок? Смотря на что копить. На агрессивные компьютерные игры и мульт­фильмы я бы денег давать не стал. А если на дело, то нужно поощрять полезную привычку копить на необходимое. Например, нередко приходилось слышать, как ребенок деньги из копилки отдал родителям, когда у них возникла нужда, и сделал это с большим удовольствием и гордостью, что он сумел помочь своим близким в трудный момент.

Советы родителям

  • Карманные деньги можно давать детям с 6‑7 лет.
  • Обязательно нужно договориться с ребенком, какие расходы он будет вести.
  • Определяется разумная сумма, увеличивать ее можно только по мере взросления.
  • Детям до десяти-одиннадцати лет деньги давать раз в неделю, а подросткам - один раз в месяц.
  • Нельзя наказывать или поощрять рублем.
  • Надо учитывать, что карманные деньги эффективны, если это сочетается с финансовыми возможностями семьи.