Наша школа была одной из первых, где началась апробация МЭШ в 2014 году, и мы уже тогда разглядели в этом нововведении серьезный воспитательный потенциал. Попробуем разобраться, в чем же он заключается.
Начнем с того, что МЭШ улучшает школьную дисциплину, которая, как известно, начинается с простого правила: не прогуливать уроки и не опаздывать на занятия. Благодаря системе «Проход-питание» школа мгновенно получает информацию о неявке ребенка, и если причины нам неизвестны, мы их тут же выясняем. МЭШ помогает бороться и с опозданиями, ежедневно фиксируя точное время прибытия ребенка в школу и информируя об этом родителей.
МЭШ позволяет школе поддерживать плотную и продуктивную связь с семьей. Без этого сложно, а порой невозможно добиться результатов и в обучении, и в воспитании. Благодаря электронному журналу каждый родитель знает, что происходит в школе, и может вступить в диалог с любым учителем. Учителя, классные руководители, администраторы видят подробный отчет о посещаемости родителями электронного журнала, это помогает разрешать и предотвращать проблемные ситуации. А раздел электронного журнала «Аргументированность выставленных оценок» устраняет недопонимание между семьей и учителем.
Электронный журнал МЭШ отражает не только текущую успеваемость ребенка и его социальную активность в школе, но и круг его интересов, результаты занятий в сфере дополнительного образования, в учреждениях культуры, спорта. Анализируя эту информацию, классный руководитель и другие педагоги могут помочь ученику в формировании индивидуальной образовательной траектории, в профориентации, максимально учесть его возможности и потребности. Все успехи ученика заносятся в его электронное портфолио, а значит, повышаются его самооценка, желание развиваться, работать над собой, добиваться успехов.
МЭШ помогает воспитывать грамотного и ответственного пользователя Интернета, формировать у детей цифровую культуру. Потоки информации в МЭШ фильтруются, из огромного многообразия источников выбираются самые авторитетные.
Более того, теперь персональные гаджеты, которые в Москве есть у каждого ученика, используются во благо образовательного процесса. Принципы работы в МЭШ близки и понятны подростку, и это повышает его интерес к учебе, отвлекает от улицы. На переменах в школе я часто вижу, как дети увлеченно решают задачи в приложении МЭШ, установленном на смартфоне. Если бы этого приложения не было, скорее всего, играли бы в компьютерные игры.
Мы часто слышим, да и сами говорим с разных трибун, что современный учитель должен свободно владеть компьютерными технологиями, быстро ориентироваться в мире информации, быть проводником ребенка в мультимедийном пространстве. Благодаря МЭШ уровень цифровой грамотности наших учителей, в том числе с солидным стажем, значительно возрос, они стали ближе к детям, научились лучше их понимать. Теперь они могут держать руку на пульсе интересов современного подростка, а значит, более эффективно вести воспитательную работу.

Елена НОРЕНКО, директор школы №1995, Москва