Присутствовавших, конечно, огорошили данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава РФ. Оказывается, среди первоклассников абсолютно здоровыми считаются только 4,3% учащихся, а уже в 11‑х классах таких вообще нет. Доля практически здоровых уменьшается за школьные годы с 44,4% до 34%. Одновременно растет число тех, кто обзаводится хроническими заболеваниями. Чаще всего среди этих недугов встречаются функциональные нарушения сердечно-сосудистой, нервной и костно-мышечной систем, органов дыхания и зрения.
Между тем совсем недавно, 24 августа, накануне нового учебного года, стране были предъявлены совсем другие, вполне оптимистичные цифры. Тогда директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ Елена Байбарина сообщила ТАСС, что в России около 85% детей школьного возраста здоровы или практически здоровы, имеют лишь небольшие функциональные нарушения.
А вот менее радужные данные Роспотребнадзора годичной давности за сентябрь 2017 года. По его информации, число абсолютно здоровых детей резко снижается (среди учащихся их число не превышает 10‑12%), во всех возрастных группах последние 10 лет растет число функциональных нарушений (в полтора раза) и хронических заболеваний (в два раза). Более половины школьников 7‑9 лет и 60% старшеклассников уже приобрели хронические болезни.
Если вы сравните все вышеперечисленные данные, то вас не удивят выводы, которые сделал директор Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей, главный внештатный педиатр Минздрава академик Александр Баранов: «Состояние здоровья наших школьников гораздо хуже, чем представляет официальная статистика. Верить ей после таких исследований нельзя».
Центр, который он возглавляет, провел собственный мониторинг состояния здоровья школьников. И в феврале нынешнего, 2018, года представил результаты участникам ХХ Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». Исследование проводилось в российских общеобразовательных учреждениях и в школах здоровья в девяти субъектах РФ в 2016 году. Специалисты осмотрели почти 3 тыс. школьников. Чуть ли не у каждого 12‑го ребенка врачи обнаружили ту или иную патологию желудочно-кишечного тракта. Ортопедическую патологию - примерно у каждого шестого. Миопия найдена у каждого четвертого. Практически во всех регионах у обследованных выявлено серьезное снижение наглядно-образного мышления, что может быть вызвано дефицитом йода. Те или иные неврологические отклонения (головные боли, мигрени, вегетативные дисфункции) присутствуют у 75% обследованных, аллергическими заболеваниями страдает каждый третий. Каждый пятый ребенок имеет избыточный вес.
Что дальше?
Возможно, ситуация начнет меняться к лучшему с принятием законопроекта «О школьной медицине». Он предлагает вернуть медработников в школы, обязать педагогов оказывать детям первую помощь при травмах и внезапных заболеваниях, а родителей - сообщать о здоровье школьников, если для получения ими образования нужны особые условия обучения.
Хотя соавторами законопроекта выступают сто с лишним депутатов Госдумы, больше всего за его принятие бьются два комитета ГД РФ - по образованию и науке и по охране здоровья (он же и инициатор). Законодатели внесли документ в нижнюю палату парламента в марте 2018 года, а задумали и того раньше - осенью 2016‑го, сразу после начала работы новым созывом. Сейчас, по словам председателя Комитета по охране здоровья Дмитрия Морозова, очень важный законопроект проходит последние согласования в Правительстве Российской Федерации.
О судьбе документа думцы говорят эмоционально. Тот же Дмитрий Морозов, выступая в начале минувшего лета на парламентских слушаниях, посвященных совершенствованию государственной политики в сфере защиты детства, жестко заметил: «Мы два года потратили на согласование и обсуждение законопроекта о так называемой школьной медицине. Два года! На мой взгляд, с такой скоростью согласовывать важнейший ожидаемый родительскими, врачебными и учительскими сообществами законопроект, который направлен на охрану здоровья наших школьников, непростительно долго. Нам необходимы не отрицательные отзывы на проект закона, а конкретные предложения, как исправить ситуацию».
Сам Комитет ГД РФ по охране здоровья как инициатор процесса два года назад основные свои предложения объяснял так:
- школьный доктор - это врач общей практики. Его ориентировочная нагрузка - 1000 учащихся. Причем не только в учебные часы, но и во время продленки или спортивных состязаний. Кроме него в школе постоянно находится медицинская сестра (возможно, с высшим образованием). Врач помогает учителю физкультуры, контролирует питание школьников, освещение помещений, ход диспансеризации. Он может вызвать ребенку в школу из поликлиники невролога, эндокринолога. То есть он врач-координатор. По штатному расписанию школьный врач числится в поликлинике в отделении работы в общеобразовательных учреждениях;
- школьный медицинский кабинет - это просторное помещение с обязательным шкафом и аптечкой для оказания первичной помощи, а также с манипуляционной, где можно проверить зрение, слух, проводить вакцинацию и диспансеризацию.
Как будет выглядеть окончательный вариант закона «О школьной медицине», мы узнаем лишь после его принятия. Точка еще не поставлена.
Глава Комитета ГД РФ по охране здоровья Дмитрий Морозов просит всех неравнодушных родителей, педагогов, медиков направлять конкретные предложения ему и его коллегам для анализа и формирования плана дальнейших действий: «Сохранение здоровья детей - важная задача государства, здоровье необходимо беречь и поддерживать всеми способами, в том числе развитием массового спорта, чтобы у наших детишек было желание после школы поиграть в баскетбол, а не посидеть за компьютером. Родители тоже должны брать на себя ответственность за физическое развитие и здоровье детей».

Молоко за вредность
О школьниках в Госдуме вспоминают регулярно, и не только в связи с объявленным Десятилетием детства. В сентябре 2017‑го Комитет ГД РФ по аграрным вопросам предложил бесплатно поить российских учащихся всех классов отечественным молоком. По стакану в день. Таким образом, решались бы две проблемы: дети укрепляли бы здоровье, а молочная отрасль РФ - свои позиции. Финансировать программу предполагалось поровну силами федерального и региональных бюджетов. Но что-то, видимо, пошло не так, законопроект завис на этапе согласований и обсуждений. Тем не менее примерно 20 российских регионов давно бесплатно угощают своих школьников молоком и без всяких предписаний со стороны закона.

Дмитрий Морозов: «Мы два года потратили на согласование и обсуждение законопроекта о так называемой школьной медицине. Два года! На мой взгляд, с такой скоростью согласовывать важнейший ожидаемый родительскими, врачебными и учительскими сообществами законопроект, который направлен на охрану здоровья наших школьников, непростительно долго. Нам необходимы не отрицательные отзывы на проект закона, а конкретные предложения, как исправить ситуацию».