Все начиналось с экспедиций
Фольклорный фестиваль «Старина» прошел на острове уже в третий раз. Впервые он состоялся в рамках большого проекта «Фольклорно-этнографический форум «Ста́рина», посвященного юбилею выдающегося сказителя Трофима Григорьевича Рябинина. Слово «старина» произносится с ударением на первый слог, так крестьяне называли былину. На фестиваль за это время приезжали фольклорные группы из Эстонии, Республики Коми, Новгорода. В этом году его участниками стали самобытные артисты из Перми, Твери и Воронежа.
А что касается фольклорно-песенного облика экспозиционной деревни, то он существует почти тридцать лет, с тех пор как сотрудники музея во время экспедиций по Заонежью не только живо интересовались предметами старинного быта, но собирали и записывали народные песни. Безусловно, им хотелось петь эти песни, настолько они были красивые и задушевные. Так возникла фольклорная группа музея, которую тогда возглавила Регина Калашникова, впоследствии ставшая и руководителем фольклорного отдела музея. К сожалению, ее уже нет в живых, но дело продолжается.
- Любой предмет старины находится в оболочке духовной культуры, - говорит нынешний руководитель теперь уже фольклорного ансамбля Наталья Михайлова. - Волей и неволей, записывая исторические сведения о том или ином предмете, наши коллеги, стоявшие у истоков музея, касались духовной культуры.
Экспедиции подтолкнули к созданию фольклорных программ, и одной из первых стала демонстрация свадебных обрядов: сватовство, рукобитие, вывод невесты за столы… В мероприятиях участвовали как сотрудники музея, так и их дети, которые жили с родителями на острове. В дальнейшем, когда они подросли, многие из них остались в коллективе. Например, экскурсовод Антон Миккоев, выросший на острове, все его друзья были участниками коллектива. С детства в ансамбле дочери самой Натальи Михайловой. Младшая, Елизавета, еще школьница, учится в десятом классе Державинского лицея. Старшая, Екатерина, на втором курсе Академии имени А.Л.Штиглица, будущий реставратор икон.
Конечно, за тридцать лет коллектив обновился, из группы превратился в ансамбль, в котором выступают не только люди, связанные с музеем, но и представители других сфер деятельности. Например, Артем Афанасьев работает в компании «Ситилинк», обеспечивающей быстрый Интернет и домашнее телевидение в Карелии. Виталий Кузьмин занимается бизнесом. Позапрошлым летом они увидели выступление ансамбля на острове, осенью пришли на занятия открытой студии «Бесёдная фатера», которая появилась в сентябре прошлого года. Екатерина Федорова в этом году окончила Петрозаводский государственный университет по специальности «строитель автодорог», Мария Мелехова - будущий менеджер, учится в этом же университете.
Сейчас в фольклорном коллективе порядка 20 взрослых участников, в том числе и молодежь. Всех их объединяет любовь к заонежской культуре и народным традициям. Из первого состава осталась только Елена Герасимова.
Двери самобытного ансамбля музея «Кижи» открыты для всех, коллектив заботится и о подрастающем поколении. Многие годы существуют дошкольная и школьная группы ансамбля, в которой занимаются все желающие. Летом дети вместе с родителями приезжают на остров, надевают свои сарафанчики и вместе со взрослыми певуньями выступают на многочисленных праздниках, проводимых в Кижах. Надо ли говорить о том, какой это для них бесценный опыт!
Основное для ансамбля - это популяризация фольклора. Коллектив выступает на самых разных площадках: в разгар туристского сезона - в Кижах, после его завершения - в городах, поселках и селах Карелии, выезжает на фестивали за пределы республики. В напряженном графике самодеятельных артистов есть и лекции-концерты, которые сопровождаются комментариями о творческой деятельности, рассказами о судьбе и истории заонежских песен, частушек, причитаний, истоках народных танцев.


Приходите к нам на бесёду
Фольклорный ансамбль живет и развивается вместе с музеем и общественной организацией «Преемственность русских традиций», которую возглавляет этномузыковед Наталья Михайлова. В прошлом году проект «Бесёдная фатера» некоммерческой общественной организации выиграл грант Президента России в размере почти полумиллиона рублей. Так появилась открытая студия.
Музей предоставляет помещение для занятий, фольклорный ансамбль организует и проводит их.
- Люди, которые приходят в студию, танцуют и поют вместе с нами, - рассказывает Наталья Сергеевна. - Мы их не то что обучаем, а показываем отдельные элементы народного творчества, слушаем старинные архивные записи и припеваемся к ним. Потом отключаем записи и уже звучим сами. Наша цель - вернуть людей к истокам традиционной культуры русских Заонежья. Мы хотим, чтобы люди, выехавшие в свое время из деревень, вспомнили о своих корнях.
На «Бесёдную фатеру» может прийти любой, у кого есть свободный вечер. Совсем не обязательно, что он будет ходить сюда постоянно, а по возможности и зову души. Глядишь, попев, потанцевав вместе с артистами, посетители студии со временем станут участниками ансамбля.
Этой же благородной идее служат и фольклорные лектории в районах республики. Коллектив ан­самбля проводит бесплатные занятия в школах, библиотеках и домах культуры. Тот же рассказ о свадебных обрядах сопровождается театрализованным показом настоящей свадьбы. Мне посчастливилось не только присутствовать, но и участвовать в подобном мероприятии.
Самой свадьбе предшествует множество предсвадебных обрядов. Все начинается со сватовства, но это лишь предварительный сговор, как бы сейчас сказали, не имеющий юридической силы. Еще предстоят смотрины дома и хозяйства жениха, сговорка, когда родственники договариваются обо всем, что касается свадьбы. После этого происходит рукобитие, или просватовство. Договаривающиеся пожимают друг другу руки, молодых благословляют перед образами. Во время этого обряда невеста впервые начинает причитать: «И моя волюшка со головушки покати…»
Собственно, с этого момента начинается свадьба. Организатор нашего импровизированного мероприятия Наталья Михайлова предлагает нам разыграть сцену, связанную с приходом жениховой родни в день свадьбы.
Я, конечно, волновался, ведь мне доверили серьезную роль - быть большим, или старшим, сватом, который оберегает всю женихову родню на свадьбе, является своего рода ее полномочным представителем. Хоть и заранее мне предоставили текст, который я должен был озвучить, многое пришлось придумывать на ходу. Главное - импровизация.
Очевидцы рассказывают, что в старину час-два могли стоять на крыльце и переговариваться. Задача старосты - как можно дольше держать гостей на крыльце, а большего свата - как можно быстрее пройти в дом. Ведь пока они болтают, невеста может убежать. Случалось такое, когда крали невесту, тихонько ее выводили и увозили.
К счастью, у нас все обошлось. Подружки готовили невесту к появлению ее перед гостями. По старинным обычаям невесту трижды выводят за столы. Первое ее появление обязательно сопровождается песнями. Невесту выводят вопленица и кто-то из женщин. Девушка за две недели уже наплакалась, и не только потому что могли выдать за нелюбого, а это была традиция: чем больше прольешь слез в родительском доме, тем меньше будешь плакать в доме мужа. Если даже девушка очень любила своего жениха и не хотела плакать, ее заставляли, специально щипали, делали больно, чтобы она заплакала.
Мы разыграли еще несколько сцен, вошли в роль, почувствовали себя участниками настоящей свадьбы в заонежской деревне XIX века. Я искренне позавидовал нашим далеким предкам, которые бережно хранили традиции и совершали такие запоминающиеся на всю жизнь обряды.
Сейчас фольклорный ансамбль живет предстоящим юбилеем. Каждую весну коллектив выступает в Петрозаводске с большим итоговым концертом. По традиции это происходит в конце апреля, ведь именно в эту удивительную пору родились известные сказители Трофим Рябинин, Василий Щеголенок, Ирина Федосова, которая приобрела в Заонежье широкую известность и как замечательная плакальщица. Концерты последних лет посвящались их юбилеям.
- Мы хотим подготовить к нашему тридцатилетию не просто концерт, а фольклорный спектакль, - делится планами Наталья Михайлова. - Он будет на основе двухтомника Любови Герасёвой «Сродники», которая стала настольной книгой заонежан.
«Сродники» - замечательная книга воспоминаний авторов о своем житье-бытье, праздниках и буднях, написанная на заонежском диалекте, который сохранился до нашего времени, или же с некоторым его использованием. По словам руководителя ансамбля, они хотят сделать спектакль наполненным фольклорным материалом Заонежья.
Фольклорный ансамбль музея «Кижи» выполняет благородную и очень важную миссию - сохранять, развивать и донести до современников народные традиции, самобытную культуру наших предков. Традиционная культура полна житейской мудрости.
Пишу эти строки и слышу, как тишину заонежской деревни разрывают молодые девичьи голоса:
Шла я полюшком широким,
Диву дивовалася,
Милый пашенку пахал,
А я любовалася.
Слушаешь, как поет ансамбль, и словно родниковую воду пьешь. До чего же хорошо!

Петрозаводск - Кижи - Петрозаводск