Всех слушали с интересом. Но когда вышел выступать Юрий Иванович Латышев, зал превратился в один большой класс, где все с замиранием сердца слушали своего любимого педагога.
В 1954 году он окончил Ульяновский педагогический институт имени И.Н.Ульянова. Все годы проработал учителем истории, из них 56 лет до настоящего времени работает в гимназии №44 имени В.Н.Деева заместителем директора по научно-методической работе. Как организатор внеурочной деятельности занимался туризмом, создал лучший музей в области, за что был награжден медалью ВДНХ.
Юрий Иванович говорил это о себе, и как-то не стыковалось в сознании: 56 лет в школе? Сейчас заместитель директора? Высокий, статный, голос звучный, упругий, тонкие, длинные пальцы художника, и взгляд - пронзительный, от такого ничего не утаишь! А он продолжал удивлять дальше.
«Я люблю притчи. Сам их пишу. Вот одна из них. На уроке ученик испугался. Задрожал, как заяц. Учитель, подумай, в кого сейчас превратилась твоя душа и что за зверя видит на твоем лице ученик, душа которого ушла в пятки?»
Со второй половины 80‑х годов Юрий Иванович стал экспериментировать с принципами организации урока, так как ему не нравился тот образовательный результат, который получался при огромном вложении педагогического труда. У знаменитых дидактов вычитал, что дети эффективнее запоминают то, что предварительно прочитают дома перед уроком. Эта педтехнология потом, уже в XXI веке, получит название «перевернутый класс». С 1989 года на темы перевернутого обучения и проектного метода в урочной практике опубликовал несколько брошюр. Сейчас выходит книга «На пути от традиционного к перевернутому уроку». Можно утверждать на основе публикаций, что перевернутое обучение родилось в Ульяновске!
В 2005 году указом президента Юрию Ивановичу присвоено звание «Народный учитель Российской Федерации».
По образованию историк, в душе философ и чуткий к восприятию мира человек. Об этом говорят его размышления: «Дидактика - это наука, которая предлагает учителю некие объективные требования по архитектуре урока, нарушая которые храм не построишь. Однако урок одновременно является и искусством, как считалось, одного актера. Но мне кажется, что учитель лучше смотрится за дирижерским пультом или в качестве режиссера, а спектакль играют его ученики; они, помимо учителя, привносят свой элемент непредсказуемости, играют без дубля набело. Талант учителя заключается в том, что, не подавляя личность актера, то есть ученика, довести урок до логического конца, не нарушая законы дидактики. Эта аранжировка для ученика может стать плацдармом, с которого он может подняться до осознания себя субъектом, от которого зависит судьба урока, а может быть, в будущем и его самого».

Татьяна ЛЯШКО, директор образовательных программ Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», г. Обнинск