Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Ян Амос Коменский. «Великая дидактика»

Интеграция - это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся осознают взаимосвязь знаний и умений, которые они могут использовать на каждом уроке. Основной задачей урока является не воспроизведение и пересказ учебного материала, а выработка индивидуального пути освоения и применения знаний и умений. Современный интегрированный урок направлен на формирование метапредметных умений, таких как:
- умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;
- навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
- умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
- умение выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
- умение выступать публично, грамотно излагать свои мысли.
На уроке используется технология развития критического мышления, целью которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Применение технологии критического мышления на уроках позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников. Прием «понятийное колесо», который используется на уроке, дает возможность установить ассоциативный ряд, понятийные связи, вспомнить предыдущий материал, сравнить информацию для лучшей систематизации знаний.
Для работы с систематизацией информации на уроке использовался прием составления инфографики - графической передачи информации. Этот метод основывается на методе кластеров. Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстрое и четкое преподнесение сложной информации. Инфографика как способ отражения главных особенностей изучаемой темы выполняется в электронном виде. Учащиеся получают на уроке необходимую информацию для создания инфографики дома. Можно сказать, что на уроке выполняется мини-проект, который учащиеся защищают на следующем уроке.
Основное отличие данного урока в его мультипредметности.
Хочется верить, что учителя истории и литературы, ознакомившись с представленным уроком, смогут не только с успехом его провести, но и пополнить в дальнейшем педагогическую копилку собственными разработками интегрированных уроков.

​Елена ПИЧУГИНА, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории школы №48; Эльвира НИКОЛАЕВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №48, Рязань