По словам члена Экспертного совета при Правительстве РФ, члена Общественного совета при Минпросвещения России, директора АНО ДО «Международная академия спорта Ирины Винер» Ольги Цыганковой, вопросы, поднятые на конгрессе, «одни из наиболее важных для образования, для просвещения наших детей, поскольку от физической культуры зависит не только здоровье, но и интеллектуальное развитие детей».
Как с сожалением отметила заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации ЗОЖ, директор ФГБУ «Государственный музей спорта» Елена Истягина-Елисеева, дискуссия о том, каким быть уроку физкультуры, продолжается в России не одно десятилетие, и зачастую эта дисциплина оказывается «за пределами координат школьной системы». Между тем, убеждена Елена Александровна, в советское время была отличная методика преподавания физкультуры, сегодня она нуждается в реновации. «Но реновация - это не уничтожение, это модернизация с учетом всех современных веяний», - настаивает она.
Как раз лучшие практики регионов России в сфере физической культуры и спорта и были представлены на прошедшем конгрессе. Их цель - помочь каждому ребенку найти себя на уроках физкультуры, во внеурочной деятельности, во время дополнительного образования, а задача-максимум, безусловно, - вырастить крепкое и здоровое поколение. Эти задачи нужно решать с точки зрения трех составляющих, говорит и. о. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Жанна Садовникова. Первая составляющая - надлежащая инфраструктура. Придя на урок, ребенок должен попасть на хорошо оснащенную спортивную территорию, которая позволит ему развиваться. Вторая - содержание. По словам Садовниковой, рабочая группа под руководством депутата Госдумы РФ и российской прославленной фигуристки Ирины Родниной уже завершила работу над концепцией преподавания учебного предмета «Физическая культура». В ближайшее время эта концепция будет представлена на коллегии Министерства просвещения. И третья составляющая - кадры. «Мы можем сделать все для инфраструктуры, мы можем сделать все для содержания, но главная составляющая - это наши педагогические кадры. На уроках физкультуры от учителя зависит многое. Есть нормативы и стандарты, какими физическими навыками должен овладеть ученик. У кого-то получается сразу, у кого-то - не сразу, задача любого учителя - увидеть возможности каждого ребенка и помочь преодолеть страх перед тем, что что-то может не получиться», - говорит Жанна Садовникова. Тем более что сегодня «личностно ориентированный подход к каждому ребенку, в том числе и на уроках физкультуры, поэтому независимо от того, три раза он отжимается или больше, его оценивают по его способностям и достижениям», поддерживает коллегу директор ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» Минпросвещения России Николай Федченко. По его словам, желание идти на урок физкультуры появится у ребенка тогда, когда педагог использует интересную методику, ориентированную на позитивный результат.
Участники конгресса отмечали, что школьная программа сегодня настолько насыщенна, дети настолько психологически и эмоционально нагружены, что не всегда выдерживают школьный ритм и в результате плохо осваивают учебный материал. «Для того чтобы разгрузить психологически, нужно нагрузить физически», - говорит Николай Федченко. «Урок физкультуры должен быть на самом высшем уровне. Сейчас огромная школьная образовательная программа, которую выдержать тяжело. По природе в нас заложено движение, а мы не двигаемся, сидим, учим, ребенок обязательно должен двигаться», - убеждает российская биатлонистка, двукратная олимпийская чемпионка 2006 года, заместитель начальника ЦСКА Светлана Ишмуратова и признается, что для нее школьные уроки физкультуры всегда были праздником.
Одним словом, сегодня у урока физкультуры двойная миссия - разгрузить наших детей от психологической нагрузки и развить их физически, и миссия эта, по мнению участников Всероссийского конгресса, вполне выполнима.