Изначально проект «Молодые - молодым!» был инициирован Воронежским обкомом Профсоюза работников народного образования и науки РФ в 2016 году как продолжение областной Школы молодого педагога. Обучающий сбор для начинающих учителей проходил раз в год, а открытые уроки стали его продолжением, интересным обменом опытом среди молодых учителей, когда на занятия к ним приезжали коллеги-ровесники из разных районов области и Воронежа. Молодежи идея понравилась: «Если мой коллега, тоже только-только начинающий и не сильно уверенный в своих силах, смог провести такой интересный урок на хорошем уровне, значит, и я так смогу!» Организаторы, со своей стороны, решили не ограничиваться разовыми ежегодными мероприятиями, а выстраивать работу с молодыми учителями системно, в направлении практической помощи. Пусть педагоги сами увидят, какими профессиональными, творческими и неординарными могут быть их ровесники-коллеги, которые, несмотря на недостаток опыта, уже пытаются не просто вести урок, но и создавать его.
Буквально через год рамки проекта показались узковатыми, новым направлением стало привлечение более опытных педагогов, как это и происходило 26 ноября в школе №9 Центрального района Воронежа. По словам председателя Центральной районной организации города Воронежа Профсоюза работников народного образования и науки РФ Людмилы Ещенко, в этом году первые уроки проекта прошли в мае в школе №5. В конце октября молодые педагоги получили возможность вместе с более опытными побывать в паломнической поездке в Костомаровском Спасском монастыре. В ноябре в школе №62 начинающий учитель Алина Крючкова давала открытый урок литературного чтения во втором классе, и вот теперь физика и химия в девятой школе. Посмотреть эти уроки пришли 15 молодых педагогов из школ Центрального района. После уроков мы пообщались.
Рассказывает учитель физики Артем Осипенко:
- Я работаю третий год, до этого около года совмещал работу и учебу в вузе. Тема моего урока «Закон всемирного тяготения», тип - урок - открытие нового знания. Один раз мы этот урок проводили с другим классом, и там ко мне были замечания, я постарался их исправить. На этот раз класс был другой, и было видно, что ребята волновались, мне это тоже передалось. Для эффективной работы на уроке я разделил класс на три группы, во время урока заметил, что те, кто участвует в школьных кружках, выступают со сцены, ведут себя менее зажато, чаще участвуют в обсуждениях. А другим было сложнее, поэтому даже в решении простых задач пришлось немного подсказывать. Легко ли мне самому выступать перед детьми? Я работал со сцены, и привычка есть. Занимался творческой театрально-музыкальной деятельностью в университете, до этого в школе читал стихи, но, конечно, университет дал больше. Учителю сценические навыки очень помогают! Это необходимо. Думаю, даже актерское мастерство нужно преподавать, это помогает чувствовать зал, а потом, когда работаешь, и класс.
После следующего урока химии своими эмоциями поделились гости - молодые педагоги:
- Впечатления очень хорошие, урок шел быстро, динамично и, несмотря на сложность темы, интересно. Мы сами успели усвоить материал по химии!
Тема действительно была не из простых - «Кислоты». Рассказывает Ирина Львовна Лепендина:
- Должна сказать, что была удивлена, когда мне предложили поучаствовать в проекте «Молодые - молодым!». Но сама идея понравилась. Поняла, что, работая в школе, я постоянно вовлекаюсь в какие-нибудь проекты. Когда у нас только вводили профильные классы, школа одной из первых в городе стала заниматься профилизацией, и я тогда начинала эту работу. Потом около трех лет проработала в Институте повышения квалификации главным методистом области по химии, но школу не оставляла. Поэтому для меня было приятно поучаствовать и в этом проекте. Я очень рада, что коллеги хорошо принимают наши уроки. В прошлом году я была на уроках в лицее «Многоуровневый образовательный комплекс №2», и там тоже давали интересные открытые уроки. Я даже встретила там молодого педагога, который у меня был на практике в школе, когда еще учился в педагогическом университете. Благодарил за помощь!
Мне очень нравится проводить уроки в восьмых классах, это очень благодарная публика. Они только начали изучать химию, и интерес еще не угас. Урок этот мы не репетировали, специальная подготовка выразилась только в том, что накануне двум восьмиклассникам я дала задание подготовить сообщение об истории кислот. А десятиклассники, исполнявшие роль лаборантов, - постоянные мои помощники, они помогали и в подготовке, и в проведении урока. Химия в восьмом классе только началась, и первая четверть была теоретическая, так построена программа. А дети уже постоянно спрашивают, когда будут делать опыты. Сейчас мы перешли к материалу с практической частью. Это был первый урок, на котором изучались свойства конкретных веществ и проводились простые опыты.
Моя задача была в том, чтобы не только объяснить новый материал, а подвести к пониманию каждого раздела этого урока. Считаю, что это удалось, потому что мне самой ничего формулировать не пришлось. Ребята сами все поняли, посмотрели, проанализировали, ответили на вопросы и сделали выводы. Очень боялась, что не успею по времени, но мы уложились.
В последние несколько лет отметила для себя новшество: дети уходят после урока и говорят спасибо за урок. Выходят из класса и почти все: «Спасибо, Ирина Львовна! Спасибо за урок!» Это меня тронуло до глубины души! И я подумала, что раз они благодарят, значит, и их что-то тронуло на уроке. Вообще у меня всегда с детьми отношения были и остаются хорошие. Поэтому я и работаю столько лет в школе, именно дети держат в профессии.
А на прошлой неделе произошел такой случай. В девятом классе мы решали расчетные задачи, а я очень хорошо считаю. Чтобы не затягивать урок и успеть сделать побольше, я задачи всегда подбираю такие, чтобы счет был удобнее, цифры сокращались и так далее. И вот мы в очередной раз считаем, я уже получила результат, подгоняю своих, и один мальчик говорит: «Вы, наверное, в школе хорошо учились, раз так быстро считаете». А я ему отвечаю, что не просто хорошо, а училась я отлично! И у него такое удивление было на лице: «А зачем же вы тогда пошли работать учителем?!» Я была ошарашена! Потому что другой работы для себя тогда не представляла. И сейчас тоже.
В этот день одним из гостей открытых уроков был Михаил Хуторецкий, директор воронежской школы №28, педагоги которой тоже не раз становились участниками проекта «Молодые - молодым!». Он рассказал, как увидел недавно выпускницу педагогического университета - дипломированного физика, торгующую за прилавком в салоне сотовой связи:
- Я подумал о том, какова ее дальнейшая судьба: пока молоденькая, подержат в салоне, а дальше что? Перспектива, удовольствие от работы, уважение коллег? Поэтому обращаюсь к вам, молодые учителя: не предавайте свою профессию! Жизнь человеческая сложная, большую половину дня занимает работа, немного - общение с семьей, немного - досуг, поэтому, если работа не приносит удовольствия, если работаете только для того, чтобы получать хоть какие-то деньги, это не жизнь. Жизнь проходит там, где интересно! А школа - это интересно. Сложно, но очень интересно! Если вы это выбрали и если это на всю жизнь, то вам спасибо!
Одна из молодых педагогов ответила так:
- Бывает и другая ситуация. Действительно, есть такие, кто сразу не пошел работать в школу, а отправился в салон сотовой связи, но через несколько месяцев решил оттуда уйти и все-таки устроиться в школу, потому что сам для себя отметил, что тупеет на той работе! В школе лучше и, да, интереснее!
Еще один совет получили молодые педагоги от хозяина мероприятия, директора девятой школы Юрия Белова:
- Современное цифровое поколение детей любит, когда учеба не оторвана от жизни, а использует примеры из нее. Если не привязать одно к другому, это становится академическим знанием, которое детей мало занимает. Мы раньше больше читали и, например, реку Миссисипи знали, потому что о ней писал Марк Твен. Сегодня дети читают мало, поэтому уместно на химии поговорить о физике, на физике - о литературе. Потому что и «Малахитовая шкатулка», и «Гранатовый браслет», и «Нефритовый пояс» - это не только о литературе, это и о физике, и о химии, и, конечно, об уровне образованности наших детей, об их кругозоре.

Воронеж