Эти проблемы обсуждаются в педагогических и родительских сообществах. Больше всего достается учителям, что, наверное, во многом справедливо. Все чаще звучит упрек, что школа сегодня не учит, переложив все заботы на родителей. Убежден, образование - это прежде всего живое общение, жизнь с учениками, когда педагог воспринимает каждого из них как часть себя, своей любви и служения. Сегодня подросткам очень не хватает живого общения, эмоционально наполненных отношений, понимания их проблем. Воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, как точно определил Ушинский.
К большому сожалению, на пути к такому идеалу много препятствий. Профессия учителя массовая, а значит, трудно, практически и невозможно добиться, чтобы в школе работали только «звезды» и таланты. Что, конечно, не исключает требований к повышению качества обучения и воспитания каждым учителем. И если мы действительно этого хотим, то должны сделать все, чтобы избавить учителя от нищеты, от положения обслуги. Тогда можно и требовать от него больше внимания уделять самообразованию, изучению нового в методике преподавания, педагогических новациях.
Не надо дразнить учителя публикациями, как наши представители шоу-бизнеса, олигархи и чиновники платят по миллиону в месяц за обучение своих детей в частных школах. Неудивительно поэтому, что преподаватель английского языка в государственном многопрофильном внешкольном учреждении, куда я водил свою внучку, на занятии произнесла одну фразу на английском языке, а затем включила на компьютере фильм о Поттере. На мое изумление о такой методике резко ответила: «А что вы хотите получить за бесплатно?» Почему бесплатно? Ведь ей платят из бюджета города.
Запомнился из моей многолетней практики работы директором училища, техникума, филиала вуза и такой пример. В ответ на мою критику, что преподаватель не ведет никакого кружка, секции, дополнительных занятий по профессиональной проектной деятельности, прозвучал ответ: «Хорошо делается то, что хорошо оплачивается».
Конечно, от преподавателя, его профессионализма, нравственных качеств, активной жизненной позиции, любви к своей работе, к детям зависит очень многое. Но болевые точки нашего образования не могут быть решены отдельными, разовыми, частными изменениями и благими призывами. Нужны серьезные изменения в социально-экономическом развитии страны, которые позволили бы в том числе не экономить на школе, на образовании.
На встречах с выпускниками-отличниками часто слышишь, зачем стараться, если после учебного заведения можешь оказаться никому не нужным. В то время как отдельные троечники знают, что им обеспечено хорошее место благодаря богатым и влиятельным родителям. Как в таких условиях повышать престиж знаний?

Валерий НАПЕРОВ, заслуженный учитель РФ, Брянск