Продолжение темы, затронутой в статье Кирилла Карпенко «Почему ребенок меня не слушается и не слышит?» (см. №2 «Учительской газеты» от 8 января 2019 года)

Школьным педагогам некогда говорить по душам, на это жалуются очень многие. Даже если учитель, мысли которого заняты очередными задачами, поставленными руководством, заметил, что с ребенком что-то не то, ему трудно выбрать время для разговора. И даже если время найдется, то как найти верные слова? Как говорить с детьми, чтобы они почувствовали, что любые проблемы можно решить, что их маленькая жизнь другому человеку важна и интересна?
В университетах не учат говорить с детьми. На практикумах по возрастной психологии не дают готовых рецептов, а занимаются в основном классификацией. Много чем занимаются, но только не учат слушать, внимать, проявлять заинтересованность в ребенке. Любить ребенка точно не учат.
К счастью, есть среди педагогов люди с большим и добрым сердцем, обладающие интуицией. Их не нужно учить, что и когда говорить, они сами это чувствуют. И слова они находят самые лучшие, самые точные. Это одаренные педагоги, а одаренных, увы, много не бывает. Но остальные могут и должны у них учиться, стараться быть внимательнее к детям, сердечнее. Не жалеть времени на разговоры, которые, возможно, для кого-то окажутся спасительными.
Вот лишь один эпизод из жизни Марии Маховой, педагога дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества города Иванова, записанный ею самой после одного (но далеко не первого) серьезного разговора:
Группа 12‑летних. Начинаю занятие, Настя поднимает руку:
- Подождите, пожалуйста… Сначала поговорите с нами.
- Хорошо, - отзываюсь я. - Давайте поговорим.
- В прошлый раз вы не у всех спросили, что нас тревожит.
- Прости, значит, я не успела. Мы действительно не договорили. В прошлый раз мы говорили о свободе.
- У меня нет свободы, - говорит Настя. - Меня ни о чем не спрашивают, только приказывают. У меня даже расстройство началось, я сама попросила маму отвести меня к психологу.
- Расскажи, интересно!
- Мы нашли платного, и я ходила к нему несколько раз…
- И что?..
- Ну… Мы выяснили, какой у меня темперамент… И мою самооценку…
- Тебе это чем-то помогло?
- Нет.
- Давай разбираться.
- Да мне-то все ясно! - восклицает девочка. - Дело ведь не во мне!
- Давай начнем с того, что любая ситуация, происходящая с нами, дана нам не просто так. Значит, дело и в нас тоже. Только не путайте это с чувством вины, вашей вины в сложившейся ситуации может и не быть. Просто ситуация одному дается такая, другому - такая. Нужно понять, как ее пройти.
- А как пройти?
- Как квест. Жизнь вообще вся состоит из квестов. Прошел - вышел на новый уровень. Не прошел - бегаешь по кругу, как лошадь, пока не пройдешь. А пройти невозможно, если ты эту ситуацию не примешь и не поймешь, где выход.
- Так нет выхода!
- А ты искала? Или только обвиняла всех в том, что тебе плохо?
- Ну-у-у…
- Причем родителей прежде всего?
- Ну а кого?
- И претензий к ним накопилось выше головы?
- А чего они…
- Скажите, - обращаюсь я к группе, - у многих из вас обиды на родителей?
Подростки неопределенно жмут плечами, сморят внимательно.
- Очень важную вещь сейчас скажу, и как родитель, и как ребенок, и как человек… - говорю я. - И это вы должны усвоить навсегда, на всю жизнь, что бы ни происходило. Осуждать родителей, иметь к ним претензии нельзя. И если вы обижаетесь на них, то, перекипев, сразу же прощайте. Понимаете, что происходит… Родители и вы - это одно целое, одна кровь, один род. Осуждая своих родителей, вы осуждаете и себя заодно, и свою кровь. Вы стреляете себе в висок. Знаете же, что есть такая заповедь «не убий»? Она и об этом тоже, способов убийства очень много.
- А если родители бросают своего ребенка?
- Значит, у него мало любви в душе. У них больная душа, не дали им любви в детстве. Что ж тут обижаться, им гораздо хуже, чем тому, у кого она есть.
- А если издеваются?
- Нормальный человек не будет ни над кем издеваться, это противоестественно, человек рожден для любви. Преступнику место в тюрьме, хотя на самом-то деле ему лечить нужно душу. Это тоже нездоровый человек.
- Но ведь он родитель!
- Он этого не знает. Он живет в своем тумане и ничего не знает, совсем ничего. А возможно ли его вывести из тумана - это тоже вопрос.
- Ну а все-таки… - говорит Настя. - Как мне пройти этот квест?
- Судя по всему, родители не доверяют тебе, думают, что ты что-нибудь учудишь, а им потом расхлебывать.
- Они совсем меня не знают!
- Ну, значит, нужно, чтобы они узнали твои хорошие стороны и намерения, - говорю я. - Постарайся стать с родителями друзьями. Ты давно делала им какие-нибудь приятные вещи? Подходила не с просьбой о чем-нибудь, а для того чтобы их поддержать, сказать им что-то хорошее?
- Им скажешь, конечно…
- Какие ваши варианты выхода из ситуации? - задаю я вопрос детям.
- Нужно найти с родителями общий язык, - говорит одна девочка.
- Конечно, - соглашаюсь я. - Сейчас родители для тебя другая планета, сделай ее своей. Ведь и в жизни тебе придется учиться находить общий язык с другими людьми. Возможно, что тебе эта ситуация дана для того, чтобы ты научилась осваивать другие планеты.
- Легко сказать…
- Нужно узнать, что их интересует, - говорит другая девочка. - И поговорить с ними на эти темы.
- Но они все равно умнее! - восклицает Настя.
- И слава богу, - смеюсь я. - Они и должны быть умнее. Но они ведь не могут знать всего на свете. Расскажи им что-нибудь умное, что их заинтересует.
- Я?
- Ну вот у меня в младшей группе есть Милана, так она каждый раз рассказывает что-нибудь новое, что вычитала в энциклопедии. И дети слушают ее, открыв рот. Почитай книги, стань умнее и интереснее, и родители увидят, что ты не ребенок-проблема, а разумный человек.
- М-м-м-м… - вздыхает и одновременно мычит Настя.
- Сделай им что-нибудь приятное, - предлагаю я. - Ну, например, пока они на работе, приготовь им чего-нибудь, что они любят. Представляешь, они приходят домой усталые, а дома ты их ждешь - вся такая в фартуке.
- Да я не умею готовить…
- Научись, «Гугл» тебе в помощь. Что-нибудь несложное и незатратное. Печенье какое-нибудь испеки. Заодно и сама научишься.
Настя смеется, ребята улыбаются тоже.
- Понимаешь, - говорю я, - родители могут быть в чем-то неправы, они могут быть замотаны своими проблемами и работой. И им кажется, что твои проблемы в сравнении с их проблемами вообще ни о чем. Поэтому не иди к ним пока с проблемами и просьбами, иди с позитивом. Улыбайся им и рассказывай о хорошем.
- А о чем?..
- Да хоть о чем…
Я смотрю на всю группу и на каждого в отдельности. Мне нужно сказать им что-то очень важное, что я сама прошла и поняла когда-то. Я так хочу, чтобы они были счастливы! Я так надеюсь на это!
- Понимаете, друзья… - говорю я тихо, но ребята и сами сидят тихо и внимательно слушают. - Я сейчас скажу вам еще одну важную вещь, и ее тоже нужно понять и усвоить, без этого вам трудно будет жить. То, что вы несете в своей душе, то вы и получите от жизни. Не нужно все время требовать от кого-то любви, научитесь отдавать свою любовь сами. Если несете в себе агрессию, недовольство, то мир вам ответит тем же. А вы будете плакать и говорить: «За что он меня, ведь я же ему ничего не сделал!» А нужно успеть сделать, мир так же нуждается в вашей любви, как и вы - в его. Убирайте негатив и претензии. Ищите выходы, придумывайте, танцуйте под дождем. И мир вас услышит.

Школьным педагогам некогда говорить по душам, на это жалуются очень многие. Даже если учитель, мысли которого заняты очередными задачами, поставленными руководством, заметил, что с ребенком что-то не то, ему трудно выбрать время для разговора. И даже если время найдется, то как найти верные слова? Как говорить с детьми, чтобы они почувствовали, что любые проблемы можно решить, что их маленькая жизнь другому человеку важна и интересна?