«В России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 700 тысяч - дети с инвалидностью. Задача государства - создать условия для получения ими образования, соответствующего их потребностям, и возможности для социализации. И эта задача, несмотря на все усилия, до сих пор не решена. Это касается как оснащенности инклюзивных классов, так и доступности коррекционных школ», - отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям», заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Любовь Духанина.
14% опрошенных родителей признались, что полностью исключили возможность обучения ребенка в образовательных учреждениях. Среди причин: отсутствие доступных коррекционных учреждений, специализированных групп в детском саду или школе, специалистов, доступной среды, специализированного питания, а также отказ руководителей принимать ребенка с инвалидностью. Поэтому многие родители вынуждены заниматься его обучением самостоятельно, иногда на платной основе в реабилитационных центрах или частных образовательных организациях. Расходы родителей на дошкольное образование за месяц варьируются от 300 до 32000 рублей, на общее - от 500 до 30000 рублей, на дополнительное - от 400 до 52000 рублей. При этом только 7% родителей сообщили, что получают компенсацию за домашнее обучение и им предоставлена льгота на получение дополнительного образования.
Среди тех родителей, чей ребенок попал в детский сад или школу, 46% признались, что испытывали трудности при устройстве в образовательную организацию. Каждому третьему опрошенному хотелось, чтобы ребенок получал инклюзивное образование, но образовательная организация не смогла сформировать соответствующую среду. 30% респондентов сообщили, что в образовательной организации не оказалось адаптированных образовательных программ. 28% хотели, чтобы ребенок получал образование в специализированном классе или группе, но таких условий в образовательном учреждении также не нашлось. 16% родителей руководство школы или детского сада принципиально отказало в приеме ребенка, еще 2% родителей было предложено заплатить. Каждый четвертый родитель школьника с инвалидностью отметил, что ребенок обучается на дому.
По-прежнему не хватает профильных специалистов, обеспечивающих инклюзивное образование как в школах, так и в детских садах. Многие дети также лишены возможности посещать кружки и секции. Для некоторых остается проблемой отсутствие понимания со стороны других родителей и детей. «Родители надеются, что в будущем у их детей появится возможность заниматься с индивидуальным тьютором (60%), посещать детские инклюзивные лагеря (44%), получать инклюзивное образование интеллектуального характера (40%) или образование, где они сами могут выбирать предметы для своего ребенка (31%)», - отметила Любовь Духанина.
Она добавила, что меры по созданию адаптированных образовательных программ предусмотрены госпрограммой «Доступная среда», действие которой продлено до 2024 года. «На сегодняшний день есть уникальные практики в дополнительном образовании, когда педагог создает возможность полноценной социализации особенных ребят в кругу сверстников. Например, в рамках проекта ОНФ «Равные возможности - детям» такие пространства создают не только профессионалы, но и просто неравнодушные увлеченные люди, создающие бесплатные кружки и секции для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Такую систему роста ребенка необходимо выстраивать на всех уровнях образования», - убеждена Любовь Духанина.
В ОНФ уверены, что увеличить доступность образования для детей с особыми потребностями позволит также именной сертификат, благодаря которому ребенок сможет бесплатно получать образование, посещать кружок или секцию в любой организации, государственной или частной. Более половины опрошенных родителей хотят использовать сертификат у индивидуального педагога, каждый третий - в организации, которая предоставляет инклюзивное образование или в которой есть специальные группы, классы для детей-инвалидов.