«Сегодня впервые за многие годы мне захотелось вернуться в школу. В качестве ученика. В школу Восточной Финляндии Йоэнсуу, - пишет фотограф Подгорный. - Оказывается, школа бывает не только для Министерства образования, но и для детей. С укромными уголками для отдыха, рабочим детским беспорядком, возможностью сидеть так, как тебе удобно, прачечной, розетками, свисающими с потолка, мастерской с финскими ножами, станками, шуруповертами (и даже с окровавленными салфетками в урне, кто-то порезался на уроке, бывает), раздельным сбором отходов, сушильным шкафом для одежды и обуви в коридоре, учителем, который готовится к уроку, сидя на полу в коридоре, детьми, которые чувствуют себя в школе хозяевами. И могут попросить взрослых (нас попросили) закрыть дверь и не мешать записывать звук для какого-то своего проекта. Просто посмотрите на фотографии и вспомните школу, в которую ходит ваш ребенок. С орущей рамкой металлоискателя на входе. Я вот вспомнил... И, честно говоря, нахожусь в небольшом культурном шоке».
Второй пост также читается на одном дыхании:
«Еще одна финская школа в Валтимо. 200 учеников, 20 педагогов. Учителя сами выбирают мебель и оборудование для своего класса. Учитель биологии посетовала, что хотела бы столы немного повыше. Каждому ученику с 5‑го по 9‑й класс школа предоставляет айпады. Музыкальный класс с электрогитарами, барабанной установкой. Они что, на музыке играют на инструментах, а не записывают в тетрадки музыкальные размеры?! Класс домоводства с продуктами в холодильниках - готовить учатся и мальчики, и девочки. Гладильные доски, утюги, швейные машинки и оверлоки. И когда учителя пишут отчеты?» - удивляется фотограф.
Вчера я тоже фотографировала, но не школу, а пятиклассников. В Петрозаводске во многих образовательных организациях поставлены рамки для безопасности. Родителей по факту не должны пускать дальше первого этажа. Я же с документами, удостоверяющими личность, прошла в школу снова незамеченной. Охранник (он любит останавливать малышей и допрашивать их с пристрастием, об этом я знаю по опыту своих детей) увлеченно беседовал со старшеклассниками. Я послушно присела на скамейку и ждала... Спустился педагог, мы поднялись на четвертый этаж. Светлые стены, огромные окна с заснеженными деревьями, аккуратная доска, на которой пишут мелом, ноутбук на столе учителя. Не новые, но добротные парты, такие же стулья.
Урок шел своим чередом - молодой педагог общалась с пятиклассниками (!). И первый снег обсудили, и общую работу над ошибками в словарном диктанте сделали, и ребус разгадали, и прямую речь научились оформлять... Чудесный урок, данный детям, непоседам пятого класса.
Только в сравнении с финскими фотографиями мои навевают грусть. Дело не в детях и не в учителе, нет. Скорее в скудности обстановки. Бедно в наших школах. Есть все необходимое - чистый класс, пластиковые (на севере, читай, непродуваемые) окна, есть доска с мелом (учитель его, кстати, на свои деньги купила), но нет... развивающей среды. Я не знаю, что бы это могло быть в этой кабинетной системе, когда с 5‑го по 11‑й класс дети кочуют из одного кабинета в другой, тянут свои рюкзаки и кофты. Ощущение, что день их проходит на вокзале знаний с затемненными коридорами. Во второй школе за последнюю неделю замечаю, что администрация не включает свет в коридорах. Это же экономия! И дети сидят на полу в полутемных коридорах, уставившись в телефоны, дожидаясь, когда учитель откроет класс. Даже девочки сидят на полу, заношенные брюки детей с характерными нечистыми затертостями - это то, с чем не каждый порошок справится...
А кабинеты начальной школы все-таки веселее! На стенах картинки прикреплены, поделки, фотографии. Есть плакаты и обозначения из программы - то, что нужно запомнить малышам. Кулер со стаканчиками - родители сами и воду, и расходные средства - салфетки, стаканчики - оплачивают. Здесь на содержание детей тратится больше, но... недостаточно. Педагоги мечтают о микроскопах, о походе с детьми в лабораторию, где бы им наглядно рассказали, как семена прорастают, как живут клетки.
Нет лабораторий, нет оснащенных по последнему слову техники кабинетов химии и физики в непрофильных школах, нет кабинетов технологии, где холодильник забит продуктами, из которых дети учатся готовить. Так в Финляндии сделано, на фотографиях Игоря Подгорного с короткими подписями это запечатлено.
Зато у наших детей есть форма в начальной школе, купленная на родительские деньги. Есть вторая ­обувь - обязательно черного цвета для парадного варианта, есть докупленные в спешном порядке учебники иностранного языка - в библиотеке их выдают, но не позволяют в них писать, потому как следующие ученики должны получить чистый комплект учебников. Есть рабочие тетради, вновь купленные на кровные родительские, но исписанные лишь наполовину. В нашей (российской) школе есть столовые с невкусными, а иногда и наоборот, кашами и гранеными стаканами... Подносы с хлебом и алюминиевые чайники с кипятком. Есть дежурство по столовой! Есть разнарядка или пожелание «питать детей» организованно, и в большинстве школ нет терминалов, чтобы дети могли выбрать из полезной еды то, что они хотят. В наших школах иногда продают сладкую газировку, жевательные конфеты и даже... мороженое.
Чего же в российских школах нет? Нет профицитного бюджета, нет нормальных учительских зарплат, нет свободы. Все подчинено итоговой аттестации: ВПР, ГИА, ЕГЭ, рейтингу. Нет в наших кабинетах лабораторий, пространства опережающего развития, и в полутемных коридорах дети ждут, когда учитель-предметник разрешит им войти в класс и просто сесть. Потом нужно будет встать - поздороваться, потом снова сидеть 40 минут, выполняя бессмысленные для большинства задания. Спустя положенное время прозвенит звонок «для учителя» и начнется перемена для детей. В школах есть бумажные дневники и журналы, если неофициальные, но привычные учительские тетрадки, где живут обычные отметки, которые ставят потом в электронный журнал.
От школы требуют современных подходов к обучению детей, достойных результатов на олимпиадах и экзаменах, контроля за школьниками и безопасности для них же, но нашей тотально недофинансированной школе, кажется, не до того. Самое важное, чтобы дети были одеты по форме или дресс-коду, парты и стулья стояли на местах...
И да, в некоторых школах девочки до сих пор шьют фартуки, а на урок нужно принести линейку закройщика, кальку для выкройки и ткань. А вы тут о цифровизации школы. Слышали? Вот и я пока только слышала. Отрыв реальности от того, что декларируется, все увеличивается. Кажется, провинциальная школа непоправимо застряла в прошлом.

Петрозаводск - Йоэнсуу - Петрозаводск