Информационная революция затмила промышленную по своему влиянию на межличностные отношения и социальные роли - пятилетний малыш сегодня может легко пристыдить своего деда: «Ну как же ты не понимаешь, жать надо вот сюда!» К врачу теперь требуется не очередь отстоять, а записаться через портал или сенсорный терминал. Конфликт отцов и детей приобрел новые грани и оттенки. Вот почему инициатива московских властей по включению людей преклонного возраста в различные образовательные программы так активно набирает популярность.
Возрастная педагогика еще совсем недавно в нашей стране практически не развивалась, однако в силу особенностей развития социума уже довольно давно была крайне востребована. Вот почему проект «Московское долголетие», в рамках которого открылись курсы «второй грамотности», оказался чрезвычайно актуальным в среде активных людей старшего поколения. Однако необходимо отметить, что проект реализуется на базе средних учебных заведений и серьезным препятствием для преподавателей стало отсутствия методик и технологий обучения людей возраста 60+.
Мой личный опыт ведения курсов компьютерной грамотности для пенсионеров довольно скромен, но символичен - девять месяцев. Родившиеся за это время наблюдения и наработки касаются не столько содержания занятий, сколько форм, методик и правил эффективной и грамотной работы с довольно капризной и привередливой возрастной аудиторией. Итак, с удовольствием поделюсь своим опытом с коллегами.
Во-первых, преподавателю необходима дисциплина. Ваши взрослые ученики могут приходить на час раньше и на полчаса позже назначенного времени, но будут осуждающе относиться к любому опозданию педагога. Будьте пунк­туальны в начале занятий и готовы к тому, что вас будут осаждать в конце не только вопросами по теме, но и рассказами о жизни.
Во-вторых, учтите, что ни анимационные материалы, ни видео при объяснении темы вам не помогут. Лучший наглядный материал для учащихся старшего поколения - распечатки с текстом и картинками. Кроме того, ваши студенты обязательно будут все записывать. Все остальные ультрасовременные «примочки» - для закрепления и развлечения.
Обязательно чередуйте виды деятельности и дозируйте материал! Рассказали что-то новое, показали картинки через проектор или интерактивную доску - дайте вашим ученикам время записать и подчеркнуть нужные слова в раздаточном материале. Затем можно переходить к практическому закреплению, во время которого вам придется подойти к каждому занимающемуся, подбадривая, помогая и контролируя.
Не забывайте тренировать мелкую моторику рук, особенно при работе с компьютерной мышкой. Обязательными элементами должны стать: правильный хват, позиционирование, клик и двойной клик (!), нажатие вслепую правой и левой кнопки.
Старайтесь при объяснении опираться на привычные и понятные вашим возрастным студентам слова, вещи и явления. Используйте ассоциативное мышление, образность и сравнения. Привычный для современного молодого человека компьютерный язык - китайская грамота для пенсионеров. Но терминологию постепенно стоит все же вводить, потихоньку они ее усвоят.
Поддерживайте своих студентов после уроков, поскольку «на уроке все было понятно, а дома никак!». Формы могут быть разными. У меня свой сайт дистанционной поддержки с уроками по темам, общим форумом и чатом. Платформа Moodle существенно пополнена плагинами. Печатные материалы уроков в формате PDF доступны не только для просмотра, но и для скачивания. Тестовые задания со случайным чередованием вопросов и бесконечным количеством попыток помогают в закреплении теоретических знаний. Именно здесь уместны обучающие видеоролики как дополнение к печатным материалам.
Ну и, наконец, берегите здоровье своих «серебряных» студентов! Проветривания до и после занятий обязательны, как и гигиена рук до и после работы с клавиатурой и мышью. Будьте доброжелательны, эмоциональны, позитивны и общайтесь на равных, но уважительно. И не скупитесь на похвалы - они доставляют радость и маленьким, и взрослым ученикам, и даже учителям!

Игорь БУЛГАКОВ, учитель русского языка и литературы школы №1360