Порой дети независимо от индивидуальных особенностей испытывают затруднения в освоении общеобразовательной программы. Подросток может стать отстающим и неуспешным. Ребенок замыкается на своих неудачах, становится неуверенным в себе. В подобной ситуации может помочь дополнительное образование, где есть место свободе и неординарному мышлению. Занятия, расширяющие круг традиционных предметов учебного процесса, становятся сейчас принципиальной частью образования и воспитания и создают условия для психологически комфортного развития детской личности.

На чем строятся взаимоотношения педагога с детьми?

Евгения ГУЛЯЕВА, руководитель мастерской керамики «Фантазия» Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»:
- Одно из важнейших условий раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфорта, свободы мысли и увлеченности. Важно, чтобы каждый ребенок в моей студии ощутил радость и чувство успешности. Такая задача требует от педагога особого внимания и индивидуального подхода, а это возможно, когда в группе небольшое количество детей. Ведь кому-то достаточно простого одобрения, а кому-то нужны дополнительные разъяснения от преподавателя или даже совместная работа.
На моих занятиях мы занимаемся лепкой из глины и рисованием. Учимся выражать свои мысли, задумки, идеи вначале в виде эскиза, а затем воплощая в материале. Работаем индивидуально и в команде, объединяясь в игровые творческие союзы. Такое взаимодействие дает возможность детям научиться слушать друг друга, приходить к общему мнению, а также помогать другому. Мы обсуждаем работы, не используя негативной критики, чтобы у ребенка не возникало чувства дискомфорта и желания замкнуться в своих переживаниях. Также на занятиях не используется шкала оценок по балльной системе. Это позволяет ребенку расслабиться и выразить свои мысли и идеи открыто.

Ирина ГРАЧЕВА, педагог детского научного клуба «ДНК» Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»:
- С нетерпением жду начала очередного моего занятия в детском научном клубе, встречи с моими любознательными и неравнодушными учениками. Я считаю их почти героями - после трудного школьного дня они приходят не отдыхать, не развлекаться, а изучать одну из сложнейших наук, науку о веществах. И я чувствую свою ответственность перед ними, чувствую, что должна помимо простых знаний дать им что-то важное, что останется с ними на всю жизнь.
Мы с ребятами изучаем различные вещества и их взаимодействие. В первую очередь я ставлю перед собой цель - избавить моих учеников от хемофобии, ознакомив их с важнейшими достижениями химической науки и показав плоды этих достижений в современном мире. Я надеюсь, что знания, полученные на моих занятиях, послужат для ребят своеобразной прививкой любви к науке.
Аристотель считал, что познание начинается с удивления. А современных детей трудно чем-либо удивить. Однако химия, полная почти волшебных превращений, дает такую возможность. Сначала они поражаются эффектным опытам, но я вижу свою задачу - в дальнейшем научить их оценивать и самые обычные вещи. Открывая в хорошо знакомых веществах неожиданные свойства, дети учатся видеть необычное в привычном, а это первый шаг к умению мыслить нестандартно и творчески, находить выход из трудных ситуаций.

Андрей ТЕЗИКОВ, тренер секции по каякингу «Дети белой воды» Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»:
- Ко мне приходят разные ребята: серьезные и легкомысленные, физически сильные и слабые, читающие и не читающие вообще, любящие работать и откровенно не умеющие ничего делать. И мне важно вместе с ними постоянно двигаться вперед на пути их взросления. Хорошо известно выражение: «Человек учится всю жизнь». Но рано или поздно встает вопрос: «Чему учиться и для чего?» А для меня как педагога и тренера вопрос звучит так: «Чему я могу научить своих воспитанников и как это пригодится им в дальнейшем?»
Мы живем в ритме постоянно меняющейся, ускоряющейся жизни, ставящей подростков в сложные ситуации выбора. Ситуации, где нельзя оставаться безразличным к происходящему вокруг, необходимо уметь принять решение, защитить, взять ответственность на себя. Естественно, это волнует не только меня. В последней версии Концепции развития дополнительного образования отрадно было увидеть строки, что «дополнительное образование направлено на формирование полноценной, самодостаточной личности - всесторонне развитой, ответственной, способной адаптироваться к известному и неизвестному в развивающемся мире». Для меня эти установки отнюдь не пафосные слова, они жизненные - заставляют задуматься о способности современных детей к совершению поступков. А готовность к поступку, как многие другие важные человеческие качества, «родом из детства».
Мы с ребятами учимся каякингу, отрабатываем движения, собираем-разбираем лодки, изучаем техники гребка и «эскимосского переворота», тренируем силу, выносливость. Думаю, каждый педагог, конечно, мечтает о том, что именно его воспитанник добьется наивысших результатов, что именно его ученик станет победителем крупных стартов или соревнований. Да и как можно работать с ребятами, если нет такой мечты! Но победителями и даже призерами становятся не все, а наивысших результатов добиваются вообще единицы. И я учу ребят не сдаваться.
А как научить не испугаться? Как отработать навык помощи другу? Как сформировать умение сострадать и сопереживать? Я стараюсь использовать любую возможность говорить с ребятами о том, что их волнует, вызывает восхищение или неприятие, о любимых фильмах, музыке, книгах. Вместе мы смотрим фильмы о войне, пытаясь каждый для себя ответить на вопрос: «А я смог бы вынести, не сломаться, не струсить?» В мирное время тоже возникает необходимость проявить силу, выдержку, отвагу. И в этом ребятам помогают занятия спортом.


Современные формы преподавания

Евгения ГУЛЯЕВА:
- Наш коллектив состоит из групп разного возраста. Я как педагог стараюсь устраивать совместные мероприятия или занятия, чтобы ребята расширяли круг общения, учились взаимодействовать с разными людьми. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом. Для младших ребят очень важно одобрение старших учеников: ведь те уже являются призерами и победителями различных конкурсов. Участие в выставках, совместных творческих проектах, посещение культурных центров и музеев является значимой частью нашей совместной творческой жизни.
Думаю, что выражу общую точку зрения, если скажу, что предметы, не входящие в школьную программу, занятия, выбранные ребенком для радости и удовольствия, - творческие, научные, спортивные - это возможность абстрагироваться от внешнего мира и отдохнуть от ожиданий взрослых. Здесь можно ошибаться, бывает, что-то не выходит, не получается, но никто не поставит за это двойку. Например, на лепке ребенок может выразить свое восприятие окружающего, свои ощущения, не бояться мыслить неординарно. Часто через творчество ребенок открывает и выносит на поверхность те переживания, которые его тревожат или радуют. При помощи работы с глиной ребенок имеет возможность «вылепить» из живого материала прочувствованные радость и красоту, страх и тревогу. Лепка позволяет выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность и творческое начало. Для многих детей лепка становится своеобразным мостом между реальностью и фантазией.

Ирина ГРАЧЕВА:
- Для меня это особая тема. Дело в том, что стремительно меняющийся современный мир требует от человека не просто знаний в определенной области. Происходят процессы интеграции в науке, технологиях, самые передовые идеи выдвигаются на стыке наук. И потому основная моя цель - показать детям взаимосвязь химии с другими областями человеческого знания и, более того, приучить их видеть окружающий мир не раздробленным на отдельные школьные предметы, а единым в своем многообразии.
О важности такого подхода в обучении говорили многие знаменитые педагоги прошлого. Так, И.Г.Песталоцци советовал: «Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно взаимосвязь, в которой они действительно находятся в природе». Поэтому и я стараюсь объяснить детям, что в природе не существует отдельно физики, химии, биологии, что, проводя в своем сознании жесткие границы между этими областями знаний, мы становимся похожими на персонажей известной притчи - слепцов, изучавших слона.
Я надеюсь, что, усвоив интеграционный подход, мои ученики смогут в дальнейшем не только применять его при изучении других школьных предметов, но и использовать его и в будущей профессиональной деятельности. Понятие о многогранности любого объекта, идея всеобщей взаимосвязи знаний позволит ребятам и выбрать специальность, и легко поменять ее.
Любое занятие дополнительного образования - это эффективный способ снять напряжение, осознать свои таланты и склонности, а значит, особенности своей личности. И мы будем рады, если с нашей помощью ребята научатся смотреть на привычные вещи под новым углом, находить оригинальные решения в любых, порой безвыходных, ситуациях. А для настоящей активной и интересной жизни что может быть важнее?

Андрей ТЕЗИКОВ:
- Принято считать, что главное в спортсмене - тренированные мышцы. Не соглашусь. Сам в свое время окончил Московский государственный университет имени Н.Э.Баумана, затем Московскую академию физической культуры. Знаю наверняка - побеждает думающий, умеющий анализировать, сопоставлять, рассчитывать. И мы учимся это делать, применяя практический подход к обучению.
Наш клуб называется «Дети белой воды». Когда вода бурлит, вспенивается, падает с высоты, она ослепительно белая. Вода - уникальная стихия. Постоянно меняющаяся, непредсказуемая. Быть на воде - значит быть готовым к трудностям, изменениям. Это значит взять на себя ответственность, уметь побеждать. Этот незаменимый опыт не приходит без чувства горести и разочарования от проигрыша. Моя задача - помочь ребенку открыть свое «я», не дать ему отступить и опустить руки. Показать ему: чтобы победить в состязании, надо победить в первую очередь самого себя, ведь проигрыш - это всего лишь шаг к победе. А главная победа - это преодоление себя. Человек, прошедший в детстве такую школу, способен на поступок. Этому можно учиться всю жизнь, но как здорово, что мои воспитанники начинают осваивать эту сложную науку с детства!