В наши дни технологизация различных сфер жизни внесла некоторые коррективы в умение современных людей налаживать социальные связи. Особую тревогу вызывают дети - уткнувшись в телефоны, планшеты, компьютеры, они не имеют возможности развить коммуникативные навыки. Подростки стали меньше общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками, что приводит к нарушениям адаптации в школе, конфликтам, агрессии, замкнутости ребенка. Дети сейчас не знают и не стремятся узнать самые простые способы примирения с обидчиком, методы торможения конфликтных ситуаций. Справиться с этой проблемой могут лишь неравнодушные педагоги, например, через включение детей в творческую деятельность.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается в коллектив из-за неумения наладить контакт, чувствует себя уязвленным и отвергнутым. На этапе взросления это приводит к эмоциональной дисфункции - снижению самооценки, возрастанию робости, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Взрослый человек, особенно педагог, профессионал, должен вовремя заметить проблему и максимально поддержать ребенка. Необходимо постоянно стимулировать подлинный интерес к окружающим у детей с коммуникативными трудностями. Стараться обучать совместному поиску решений и выходов из конфликтных ситуаций, развивать умение контролировать свои эмоции и настроение.
Опыт подсказывает, что наилучшим образом все эти навыки формируются в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка. Чудесным местом для реализации творческого потенциала детей, а также для создания дружного коллектива могут стать различные детские театральные мастерские и студии. К сожалению, часто педагоги не используют этот потенциал драматических кружков, которые превращаются во что-то не обязательное, вспомогательное, развлекательное.
Но лично я на практике убедилась, что такой вид детской деятельности, как театральное мастерство, создает просто уникальные условия для развития коммуникативно-речевой и эмоциональной активности подростков. И особое значение театрализация приобретает, если мы говорим о детях с ОВЗ, которые отличаются сниженной мотивацией к общению и социальной адаптации.
Хочу отдельно отметить, что деятельность в драматической студии является эффективнейшим средством социализации детей с ОВЗ. В процессе осмысления нравственного подтекста художественного произведения и разыгрывания сцен из спектакля ребенок попадает в условия, когда он вынужден обсудить происходящее с партнерами. Такое вынужденное освоения способов позитивного взаимодействия помогает эмоциональному развитию детей. Они знакомятся с чувствами и переживаниями своих героев, осваивают способы внешнего выражения настроений. А совершенствование диалогов и монологов ведет к развитию речи и эмоциональной стабильности. Игра на сцене становится и средством самовыражения, самореализации, и средством коммуникации детей с режиссером, партнерами, зрительным залом.
Следует подчеркнуть, что занятия в театральных студиях и мастерских выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Начиная работу с детьми, руководитель драматического кружка должен отвлечься от собственных амбиций, режиссерских например, и правильно сформулировать цели своей деятельности. На мой взгляд, их три. Во-первых, это социально-эмоциональное развитие детей, во-вторых, создание творческой атмосферы, и в-третьих, развитие речи и навыков исполнительской деятельности.
Важно также отметить, что занятия театральным мастерством предоставляют неограниченные возможности для реализации педагогического принципа интеграции. И вот как это выглядит на практике. На первом этапе подготовки спектакля необходимо ознакомить ребенка с произведением, выразительно прочитав его по ролям, а затем провести по нему аналитическую беседу, поясняющую смысловые оттенки. К этой части работы можно привлечь учителей литературы. Логопед помогает в процессе репетиций, когда совершенствуется речь - ведь на сцене необходимостью ясно и четко изъясняться. Поиск правильной интонации, работа над выразительностью реплик персонажей, навык импровизации незаметно коррегируют речь, а также активизируют и пополняют словарь ребенка. Когда же нужно «оживить» роль, разобраться в характере, мотивах поступков и слов, мы с ребятами приглашаем школьного психолога. Имитационные движения, которые учат детей подмечать особенности поведения разных персонажей, можно отрабатывать на занятиях по физкультуре. А постановку танцев и песен доверить музыкальному руководителю.
В данном контексте следует обратить особое внимание на профессиональные навыки педагога, осуществляющего с детьми театральную деятельность. Важно, чтобы педагог сам владел основами актерского мастерства, имел навыки художественного чтения. Это вызывает уважение и доверие детей. При этом преподаватель должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли «режиссера». Еще одно принципиальное условие - эмоциональное включение взрослого в процесс. Своим отношением педагог должен «заражать» детей, а не принуждать, не понукать и не давить. Ни в коем случае нельзя сравнивать и осуждать, нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти на сцену или ошибиться. Недопустимо деление на постоянных «артистов» и только «зрителей». В творческой мастерской у всех детей должна быть возможность для самореализации. И тогда основная поставленная перед организатором студии цель будет выполнена - дети, свободно реализующие свой творческий потенциал, легко преодолеют трудности социализации и смогут успешно адаптироваться не только в школе, но и во взрослой жизни.

Олеся ЕЛИСЕЕВА,
учитель-логопед, дефектолог школы №1078