Современная система обучения как раз та среда, в которой формируются основные качества личности, ценные навыки и умения. А значит, эта среда должна обеспечивать людям с ОВЗ равные возможности в реализации их права на достойное образование и свободу выбора дальнейшего жизненного пути.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть составляют дети с различными нарушениями слуха. Вследствие частичной или полной потери слуха в детском возрасте меняется ход психического развития ребенка в целом, а это влечет за собой возникновение ряда вторичных дефектов. У таких ребятишек наблюдаются недоразвитие абстрактно-логического мышления, отставание в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Неслышащие школьники и студенты при выполнении различных практических заданий проявляют склонность к привычным, стереотипным способам решения. Они часто не готовы учитывать изменяющиеся условия задач, затрудняются переносить усвоенные способы действия на новую ситуацию. Поэтому необходимо планировать уроки так, чтобы изучаемый материал был максимально понятен.
Математика и информатика - предметы, успешно овладевая которыми неслышащий ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать ответственные решения. При подготовке к урокам мы постоянно ищем новые способы подачи материала с использованием новейших ИКТ-технологий. Благодаря тому что в школу пришли проекты «Цифровой образовательный ресурс» и «Московская электронная школа», мы получили возможность проводить не только традиционные, но также инновационные уроки. У нас появилось больше возможностей для оперативной подготовки к занятиям, для активного и эффективного включения детей в учебный процесс, работа на электронной панели доставляет нашим учащимся большое удовольствие. Им нравится менять фон, цвет и толщину линий стилуса, использовать ластик, рисовать разными цветами и использовать для иллюстраций готовые объекты.
Сейчас проведение дистанционных уроков стало доступнее и разнообразнее. Используя веб-камеру, мы добиваемся максимального эффекта присутствия ученика на уроке. Ребенок проговаривает и выполняет задание, выясняет непонятные ему слова, пополняет свой лексический запас. Каждый учащийся после получения индивидуального логина и пароля имеет доступ к библиотеке МЭШ. И если вдруг ученик не присутствовал на занятии, он может найти сценарий урока и самостоятельно пройти его. Все это позволяет избежать проблемы отставания от учебного процесса.
Во время занятий мы используем различные виды деятельности: тесты, блицопросы, видеоэкскурсии, виртуальные лаборатории. Обучающиеся с большим интересом передвигают интерактивные объекты, выполняя задания на соответствия. Наглядные картинки развивают образное мышление. Теперь за один урок мы успеваем выполнить гораздо больше упражнений, чем раньше. Ребята заинтересованы и активно включаются в изучение нового материала.
Если раньше педагог делился с детьми своими знаниями и помогал им черпать знания из книг, то сегодня его роль меняется, и акцент в преподавании все больше переносится на самостоятельную работу учащихся. Учитель предстает скорее в качестве руководителя или консультанта.
Использование ИКТ-технологий способствует развитию у учеников с ОВЗ умственных операций - анализа, синтеза, абстрагирования, а также приемов умственной деятельности поискового характера и, конечно, творческих способностей. Все это, безусловно, благоприятно влияет на процесс формирования интеллектуальных и эмоциональных качеств личности, а также воспитания высокой нравственности в учащихся. Очень востребованные в нашей ситуации уникальные возможности МЭШ мотивируют детей к активному самостоятельному изучению теоретического материала. Ребята могут ознакомиться с различными точками зрения на рассматриваемую проблему; видят широкий спектр вариантов совместной работы с другими людьми, установления коммуникационных связей и получения информации. А значит, выполняется наша основная педагогическая задача - наши ученики с ОВЗ получают прекрасные возможности для достойного образования, для достижения каждым из них оптимальных результатов обучения и соответственно для успешной социализации в будущей взрослой жизни.

Эльвира БОЧКАРЕВА, учитель математики специальной (коррекционной) школы-интерната №30