«Трудные дети» - это не плохие, не безнадежные, это просто дети, требующие особого внимания и участия окружающих. Надо только вовремя заметить непростую ситуацию и деятельно включиться в помощь ребенку. Здесь хочется вспомнить известное высказывание психологов: «Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию».
Основными причинами проблем с воспитанием детей являются плохие отношения дома, неполная семья, асоциальность ребенка. Низкое положение подростка в коллективе сверстников вызывает желание заработать авторитет любым способом и часто приводит к девиантному поведению. Помочь детям в такой ситуации могут только неравнодушное внимание и положительный пример взрослых. В школе необходимо создать условия для полноценного развития внутреннего мира ребенка, формирования его позиции и развития нравственного потенциала.
Анализируя многолетний опыт работы педагогического коллектива нашей школы, отмечаю особую роль дополнительного образования в системе воспитательной работы. Я и мои коллеги действуем по принципу трех «п»: понять, принять, помочь. Понять причины асоциального поведения, принять ребенка со всеми его трудностями и индивидуальными особенностями и, наконец, помочь скорректировать демонстративное и вызывающее поведение, снять внутреннее напряжение и застенчивость или, наоборот, агрессию. Мы пытаемся раскрыть потенциал детей через их творческие способности.
В нашем учебном заведении работа педагогов дополнительного образования ведется по нескольким основным воспитательным направлениям. В первую очередь это художественно-прикладное и эстетическое. Ребята занимаются в студии изобразительного искусства под руководством Г.Ю.Ельцовой, талантливого и неравнодушного педагога. Дети получают возможность раскрыть неожиданные грани собственного дарования, видят плоды своего творчества, радуются, меняя отрицание на принятие.
Три театральные студии в нашей школе позволяют ребятам раскрыть актерский или режиссерский талант, попробовать свои силы в сценаристском мастерстве. Л.Н.Коротченкова, руководитель шоу-мастерской «Начало», работает с учащимися младшего и среднего возраста. Студия «Юность», которую возглавляет педагог Н.В.Кучеренко, набирает ребят постарше. А двери театрального кружка «Небылицы» его руководитель Т.Д.Расторгуева открывает всем желающим освоить искусство работы на сцене. Ребята получают не только знания и умения по театральному мастерству, но и становятся более уверенными, раскрепощенными, открытыми диалогу, учатся слушать окружающих и уважать их точку зрения.
Еще одно интересное направление воспитательной работы с детьми - техническое с элементами краеведения. Школьная телестудия «Гольяново» под руководством А.Н.Кондратьева открывает детям красоту мира через объектив видеокамеры или фотоаппарата. Восприимчивая душа ребенка, как правило, чутко отзывается на красоту, тем более если ребенок может ее зафиксировать, а значит, поучаствовать в созидании чего-то красивого.
Спортивные секции - это ступенька к осмысленному отношению ребенка к собственному здоровью и физической форме. Занятия спортом закладывают основы дисциплины, ответственности, настойчивости в достижении поставленных целей. Учителя проводят собственные спортивные состязания, а также вместе с детьми участвуют в различных муниципальных и общегородских соревнованиях. Заинтересованные в развитии активности школьников педагоги Д.К.Крайних, А.Е.Липовская, Е.В.Спажева своим примером формируют интерес учащихся к спорту и популяризируют основы здорового образа жизни.
Особенно хочется отметить центр гражданско-патриотического воспитания молодежи «Рубеж», существующий на базе нашей школы около 20 лет. Силами сотрудников центра создан музей боевой славы, где собраны уникальные экспонаты, найденные в ходе экспедиций на полях боевых действий. Руководитель центра О.Ю.Окопный и начальник штаба Д.В.Шишов являются выпускниками нашей школы. Ими организован настоящий поисковый отряд, который занимается восстановлением исторической справедливости и перезахоронением бойцов Красной армии и Военно-морского флота, павших в боях Великой Отечественной войны.
Еще дольше работает в нашем образовательном учреждении музыкальный православный центр «Воскресение» под чутким руководством педагога Т.И.Окопной. Здесь внимание сконцентрировано на духовном воспитании и становлении личности ребенка в рамках русской православной традиции. К проведению уроков «Тропинка добра» привлекаются настоящие профессионалы - специалисты, сведущие в рукоделии, музыке, рисовании, иностранных языках. А беседы о воспитании в себе нравственных начал проводит настоятель храма Священномученика Ермогена иерей Алексей Довгополый. В результате интеллектуальных и творческих занятий рождается много интересного и полезного для ребят. Результатом совместного труда детей и педагогов становится заметное уменьшение числа трудных учащихся. Асоциальное поведение меняется на позитивное отношение к миру и к себе.
И, конечно, стоит отметить наши музеи боевой славы защитников Отечества, памяти Великой княгини Елизаветы Федоровны, «Русский быт». Интереснейший материал собран в музеях «Куклы мира», «Музыка и время», «Удивительный мир камня», «История химической посуды». Учащиеся нашей школы учатся самостоятельно проводить экскурсии для одноклассников и воспитанников детских садов. Данный вид деятельности является элементом профориентационной работы со школьниками. Научившись налаживать контакт с малышами и заботиться о них, многие выпускники по окончании учебного заведения выбирают педагогические вузы.
Много педагогических задач решает современная школа в новом столетии. Но одной из центральных остается задача адаптации, коррекции и социализации трудных детей. И в этом аспекте, безусловно, серьезным подспорьем для психологов и основных педагогов становится воспитательная работа учителей дополнительного образования. Поэтому мы не устаем искать новые творческие формы для решения проблем учащихся, которым нужна особая забота.

Елена САВЧЕНКО, педагог-организатор школы №1598