Конечно, в начальной школе многие дети испытывают затруднения при письме, но некоторые малыши не могут грамотно писать не потому, что испытывают затруднения с орфографией и пунктуацией, проблема носит более сложный характер, обусловленный трудностями в психическом развитии ребенка. Так, почти у 20% учащихся причина систематических ошибок и корявости почерка кроется в дисграфии. Ее точные причины на сегодняшний день не выяснены, но очевидно, что к дисграфии ведет общее истощение детской нервной системы и как следствие задержка развития некоторых психических функций.
Мы считаем, что можно попробовать эти трудности преодолеть и предупредить дисграфию, начав заниматься в дошкольном возрасте. Если же это не было сделано, наш опыт подсказывает, что можно скорректировать речевые проблемы ребенка в начальной школе.
На практике в зависимости от того, какие конкретно трудности испытывают дети на письме, мы выбираем определенный набор корректирующих заданий и упражнений. Например, если ребенок путает сходные по написанию буквы («б»-«д», «п»-«т», «л»-«м», «н»-«п», «с»-«е»), то в дошкольном возрасте можно предложить малышу назвать недорисованные предметы, перечеркнутые изображения, выделить картинки, наложенные друг на друга. Можно попробовать составить разрезанные на части картинки или найти заданные буквы среди ряда других, сравнить одни и те же буквы, написанные разными почерками или шрифтами. Или предложить ребенку определить буквы в неправильном положении, дописать букву. Все это позволит сконцентрировать внимание ученика на конкретной задаче и начать ее решать. А в младшем школьном возрасте эта работа продолжается по новым, усложненным заданиям. Просим детей списать слова, выделяя разным цветом сходные по написанию буквы (например, «б»-«д»), или выписать из текста слова сначала с одной, потом с другой буквой, вставить в слова пропущенные буквы. Также можно предложить ребятам или самостоятельно придумать слова с «трудными» буквами и записать в два столбика, или под диктовку распределить слова на два столбца.
Если у ребенка фиксируется дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, то в дошкольный период предлагается, например, считать и называть по порядку слова в предложении или найти сначала предложения из двух, потом из трех, четырех слов. Далее разделить слова на слоги, составить из этих слогов другие слова и составить схемы предложения (сколько слов, слогов, букв). Особый интерес представляет работа со звуковым анализом слов. Можно предложить детям выделить гласные звуки, согласные, дифференцировать звонкость-глухость. Или дать задание посложнее - найти звуки в словах со стечением согласных или даже преобразовать слова путем замены одних звуков и букв другими.
В ситуации, когда ребенок пишет так, как произносит, заменяет буквы соответствующими фонетически близкими звуками (звонкие - глухие, свистящие - шипящие), неправильно обозначает мягкость согласных на письме, дошкольникам можно предложить корректирующие задания. Например, из предложенных картинок отобрать те, в названиях которых есть заданный звук, или на слух составить звуковые схемы слов. А в начальной школе можно предложить ребенку дифференцировать гласные буквы «я», «ю», «е», «ё», «и», а также гласные звуки, разделить «а»-«я», «о»-«е», «у»-«ю», «ы»-«и», выбрать гласные буквы, обозначающие мягкость на письме, посчитать, сколько раз заданный звук встретился в тексте. Детям дается задание списать слова и вставить пропущенные буквы («с»-«ш», «з»-«ж», «с»-«з», «ш»-«ж», «ц»-«ч», «к»-«г», «п»-«б», «т»-«д», «р»-«л»), определить место звука в слове или придумать слова на заданные звуки (например, «к»-«г»).
Ну и, наконец, часто дисграфия проявляется в трудностях овладения правилами изменения слов по падежам, родам и числам, в пропуске членов предложения и в ненамеренной инверсии. Тогда можно предложить ребенку составить текст из двух-трех предложений, связанных между собой по смыслу, или образовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также согласовать имена прилагательные с существительными в форме косвенного падежа.
Конечно, только с помощью обычной школьной программы избавиться от дисграфии не получится. Полностью устранить отклонение почти невозможно, однако добиться хороших результатов все же можно. И, как показывает практика, путь, который мы выбрали совместно с логопедом, позволяет это сделать.
Важно также отметить, что коррекция дисграфии - это совместная работа родителей, учителей и логопеда, каждый из участников процесса в одиночку с проблемой не справится. Нельзя забывать, что взрослым необходимо набраться терпения, поскольку в такой трудной ситуации ребенка нельзя ругать за ошибки, насильственно заставлять много раз переписывать текст, все это приведет лишь к неуверенности малыша в своих силах и поселит в нем нелюбовь к письму и чтению. Одним словом, при совместных усилиях всех сторон образовательного процесса, при внимательном и терпеливом отношении можно предупредить возникновение дисграфии еще в дошкольном возрасте. Если же этого не случилось, не стоит опускать руки, необходимо проводить работу по преодолению речевых трудностей в начальной школе.

Вероника САМСОНОВА, учитель начальных классов школы №1598;
Татьяна ГУЗИЙ, учитель-логопед школы №1598