Раннее детство - тот этап в жизни ребенка, который сопровождается бурным развитием всех психических функций. Исключительная восприимчивость детей в этот период дает возможность при соблюдении простых правил избежать многих трудностей в развитии. Для специалистов не секрет, что голосовые проблемы могут явиться частью сложных речевых расстройств. И качество голоса можно считать одним из показателей сложностей с речевым развитием. Грубые дефекты голосовой функции в раннем возрасте должны быть сигналом к подробному психолого-педагогическому и медицинскому обследованию. Но, к сожалению, родители и педагоги часто не уделяют должного внимания данной проблеме. Тогда как пропедевтическая работа и мероприятия по развитию голоса могут серьезно снизить риск голосовых нарушений у дошкольников, а раннее выявление расстройства позволит быстро и эффективно нормализовать речевую функцию.
Под наблюдением педагогов школы №386 находится группа воспитанников из двадцати четырех малышей в возрасте от полутора до двух лет. По результатам проведенного психолого-педагогического обследования речевое развитие 75% детей (18 человек) соответствуют возрастной норме, у 25% группы (6 детей) отмечена задержка речевого развития. Подробная диагностика состояния дыхательной и голосовой функции показала, что 9 человек (37,5%) имеют проблемы с фонационным дыханием и голосом различной степени выраженности, причем воспитанники с задержанным речевым развитием (6 детей) в полном составе входят в этот процент. В рамках обследования проводилось анкетирование родителей, которые указали на наличие ЛОР-заболеваний у детей, но никто не отметил голосовых дефектов, даже если они легко распознавались на слух. Это говорит о том, что в семье практически всегда проблемы с голосом у ребенка остаются без внимания.
Специалисты школы №386 предложили стимулировать развитие малышей и корригировать обозначенную проблему совместными усилиями родителей, воспитателя, логопеда, психолога и музыкального руководителя. За основу взяли методику с использованием одного из самых популярных видов деятельности в детском саду - пения. Оно является не только любимым занятием малышей, но и замечательным средством формирования или коррекции дефектов голоса.
Музыкальная гармония лучше всего усваивается именно в раннем возрасте. Известно, что в семьях, увлеченных совместным пением, у детей совершенствуется слух, формируется дисциплинированность, воспитывается способность к концентрации внимания. В процессе пения ребенок осваивает навыки правильного голосообразования и голосоведения, фонационного дыхания, произношения, чистоты вокального интонирования.
Но многим детям раннего возраста даже понятие «пение» незнакомо. Здесь задача педагога выразительно показать возможности певческого голоса, своим примером заинтересовать ребят и увлечь сначала в подпевание, а затем и в самостоятельное пение. Очень важно подобрать репертуар так, чтобы малышам искренне захотелось попробовать, а значит, лучше всего начинать с простых песен, где встречаются повторяющиеся слоги. Задача в том, чтобы у ребенка возникало желание запеть самостоятельно в самых разных жизненных ситуациях: во время игры, на прогулке, дома с мамой. У малышей дыхание кратковременное и неравномерное, а значит, чем младше ребенок, тем короче должны быть фразы выбранных песен. Младших дошкольников лучше не усаживать, а научить правильно стоять при пении - с прямо спиной, развернутыми плечами, не вертясь, помогая себе сдержанной жестикуляцией.
Очень важно настроить ребенка на высоту начального звука песни, научить различать высокие и низкие звуки, показать направление движения мелодии рукой, дать попробовать пение соло. Вне зависимости от личностных качеств ребенка необходимо развивать музыкальный слух, тренировать чистоту интонирования и точность воспроизведения мелодии. При малейшем прогрессе ребенка нужно подбодрить и похвалить.
Собственные наблюдения и опыт позволили педагогам школы №386 сформулировать ряд рекомендаций по постановке голоса и формированию певческого мастерства у детей раннего возраста. Во-первых, работа с ребенком должна проводиться в соответствии с его природным типом голоса, а значит, с правильно подобранным музыкальным материалом. Во-вторых, на начальном этапе необходимо вовлечь детей в активное подпевание и звукоподражание. Для развития чистоты интонирования можно использовать прием пения без аккомпанемента. Важно следить, чтобы ребенок не кричал, выдерживал паузы, слушал вступление и заключение, не опережал и не запаздывал, если вы поете вместе. Ну и, наконец, на занятиях с малышами чудесно показали себя разнообразные игровые методы, веселые упражнения для развития голоса и дыхательные игровые упражнения. С учетом специфики развития речи в раннем возрасте наиболее эффективно работают упражнения артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр, которые разучивают с детьми музыкальный руководитель и логопед, а далее закрепляет воспитатель.
Все эти рекомендации будут полезны и родителям, которые могут закреплять полученные ребятами навыки в домашней обстановке. Ведь семья - главное для ребенка в раннем возрасте. И чем активнее родители участвуют в процессе обучения малыша, тем эффективнее протекает весь воспитательно-образовательный процесс.
Освоение малышами основных принципов правильного голосообразования и голосоведения в процессе обучения пению в совокупности с психолого-педагогической работой позволило добиться значительной динамики в развитии большинства ребят - 17 человек (70,8%) по результатам диагностики достигли серьезных улучшений. Таким образом, обучение пению в комплексе психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в дошкольном учреждении, безусловно, способствует успешному формированию голоса и речи, а соответственно и целостному развитию ребенка.
Как показали наблюдения и опыт специалистов школы №386, эффективность мероприятий по предупреждению голосовых нарушений значительно возрастает в результате совместной работы педагогов и семьи ребенка. И мы вместе сможем воспитать ребенка развитой, целостной, многогранной личностью.

Дарья УКЛОНСКАЯ, логопед школы №386;
Ирина СЕМЕНОВА, музыкальный руководитель школы №386