Школа сейчас должна готовить не столько человека, умеющего учиться, сколько человека, умеющего жить. Поэтому так актуальны в наши дни стали слова писателя Артура Кларка: «Мало знать, надо и применять!..» То есть современные педагоги должны неуклонно вести ребенка от теории к практике. И если наши ученики по итогам образовательного процесса способны применить усвоенные знания на деле, значит, они проявляют качества человека, компетентного в той или иной области. Отсюда и название конкретного подхода в обучении - компетентностный.
Педагог начальной школы работает с несколькими основными компетенциями. Например, с учебно-познавательной, которая стимулирует самостоятельную образовательную деятельность ученика. Дети осваивают навыки организации и планирования работы, анализа результатов, оценки успешности собственной деятельности. Ребята овладевают умением действовать в нестандартных ситуациях, пытаются понять отличия фактов от предположений. Перед маленькими учениками ставятся задачи, сообразные их возрасту, - поставить цель и пояснить ее, попробовать сформулировать гипотезу, описать результат работы и т. д. Учитель же в этой ситуации должен мотивировать желание детей сделать что-то самостоятельно и поддерживать их активность.
Еще одна ключевая компетенция - информационная - предполагает развитие способности результативно мыслить и умение работать с информацией - получать, обрабатывать, передавать, сохранять. В начальной школе мы стараемся научить малышей представлять последствия их самостоятельных решений, сравнивать эти последствия и выбирать ту последовательность действий, которая приведет к устраивающему их результату.
Особо стоит отметить работу с коммуникативной компетенцией, одной из самых востребованных в наши дни в разных сферах жизни. Умение человека грамотно формулировать мысль и красиво ее излагать устно или письменно трудно переоценить. И наша задача - научить школьников общаться так, чтобы их слова оказывали нужное воздействие на собеседника. Поэтому мы на уроках и внеклассных мероприятиях практикуем различные способы развития речи, все формы учебного диалога, а также различные виды проектной деятельности.
Социальная компетенция помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться понимать и выполнять установленные нормы и правила конкретного сообщества. Когда учитель работает над формированием данной компетенции, необходимо учитывать такие индивидуальные особенности младшего школьника, как его положение в классе, социальная роль, самооценка, успешность, а также обладание какими-либо уникальными качествами. Общительных и добрых, аккуратных и приветливых детей охотно принимают даже в сложившийся коллектив, а назойливых или агрессивных одноклассники сторонятся и зачастую игнорируют.
Успешность в социальной адаптации во многом зависит от эмоциональности и темперамента. Но даже если у малыша непростой характер, учитель может показать ему различные методы и приемы эффективного взаимодействия с товарищами по классу, сформировать у «трудного» ребенка желание и умение активно, но ненавязчиво, общаться со сверстниками. Задачу педагога можно считать выполненной, если его ученики способны слушать друг друга, вступать в беседу и поддерживать ее, воспринимать точку зрения, отличную от своей, сочувствовать и сопереживать другому человеку.
Подводя итог, хочется отметить, что работа с формированием и развитием ключевых компетенций у детей положительно влияет не только на учащихся. Умение использовать такую образовательную форму, как компетентностный подход, делает самого педагога более мобильным и адаптивным, учит легче и быстрее ориентироваться в современных тенденциях и направлениях в обучении и воспитании. Каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели, и учитель должен гибко и чутко реагировать на все эти изменения.

Марина КОРОЛЕВА,
учитель начальных классов школы №368