Играя, ребенок словно примеряет на себя основные социальные роли, которые ему придется выполнять в будущем: мама, учитель, доктор, водитель. В форме сюжетной игры такой опыт осваивается детьми легче и естественнее, а ролевое общение со сверстниками помогает поверить в свои силы. Ребенок учится не просто усваивать, но и воспроизводить в своем поведении те социальные нормы и правила, которые стремится привить ему общество в целом и близкие ему взрослые люди в частности.
Обогащению знаний о нормах и правилах поведения способствуют разнообразные формы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, обсуждение проблемных ситуаций, совместное чтение произведений художественной литературы, игры. Так, вовлечение детей в сюжетно-ролевую игру не только знакомит с окружающим миром, формирует познавательные действия, обучает образному мышлению, но и способствует ранней профессиональной ориентации детей. Ведь первые, еще не осознанные, шаги к выбору будущей деятельности ребенок делает в маленьком возрасте. Именно тогда примеряются первые роли повара, продавца, воспитателя - тех специалистов, которых ребенок видит вокруг себя.
Адаптационный опыт воспитанников порой весьма ограничен и беден. Для их успешной социализации только прямого включения в детскую игру недостаточно. Знакомство с профессиями через экскурсии на рабочие места сотрудников дошкольного учреждения способствует развитию у ребят представления о значимости и ценности любого труда.
В такие моменты у ребенка появляется интерес к воспроизведению в игре действий, присущих людям разных профессий - воспитателя, повара, медсестры, охранника, инструктора по физкультуре. Для детей раскрывается целый мир, связанный с разнообразием деятельности людей, которых они видят каждый день. Дети, наблюдая и расспрашивая, исподволь усваивают профессиональные термины и понятия: шумовка, шуруповерт, динамометр, фонендоскоп, видеонаблюдение, парогенератор. И мир становится понятнее и приветливее, а следовательно, безопаснее и привлекательнее.
К моменту поступления в школу ребята в целом овладевают разнообразными способами проекции многих событий в игровой форме. Конкретная роль может получать воплощение в костюме или предметах - шляпа фокусника, белый халат врача. Игровые диалоги становятся все более продолжительными и развернутыми, функциональные действия воплощаются в результат - приготовленная еда, починенная вещь. Пространственная проекция события может перерастать в детальное макетирование воображаемого мира, все это развивает фантазию, расширяет образный ряд, учит приспосабливаться к изменениям. А переход детей к созданию воображаемых миров, по мнению известного детского психолога Н.А.Коротковой, является одним из серьезных показателей успешности социального развития детей пяти-семи лет.
Дошкольное детство - это мир игры, подталкивающий к обучению, развитию и адаптации. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи, это знают современные родители. Каждый воспитатель в своей работе уделяет особое внимание ребенку, чтобы он имел возможность спокойно, постепенно, но уверенно, идти вперед, чувствуя себя защищенным. И задача взрослого, находящегося рядом, - поддержать и поощрить это хрупкое движение в будущее.

Анастасия НАГАЕВА, воспитатель школы №1598