И вновь проплывают года вереницей,
На смену подросткам приходят другие,
И пусть отразится в сердцах их и в лицах
Великая слава казачьей России!


Педагоги хорошо понимают, насколько важно не просто дать достойное образование современному ученику, но и помочь ему разобраться в том, что является основой морально-нравственных ценностей для каждого будущего гражданина России. В связи с этим в школе №386 в 2010 году был создан уникальный музей казачьей славы. Уроки, проводимые в музее, стали одной из лучших форм дополнительного образования, способствующей воспитанию высоконравственных и интеллектуально развитых юных граждан, готовых в дальнейшем к служению обществу и своему государству.
Создавая музей, учителя школы №386 остановили свой выбор именно на истории казачества, поскольку культура этого народа является неотъемлемой частью общерусской культуры и выделяется тем, что проникнута духом воинского служения. Свою роль казачество всегда видело в том, чтобы защищать всех русских православных христиан, Российское государство и его правителя от внешних врагов.
Воинский дух, правила и нормы поведения, основы традиционного казачьего воспитания представлены в разнообразных источниках, воспоминаниях и монографиях. Основу экспозиции музея составляют прекрасные образцы казачьего фольклора и литературы, костюма и оружия, а также различных видов искусства.
Уникальность музея заключается в том, что это не просто «застывшая история», а прежде всего возможность прикоснуться к истокам, увидеть своими глазами и даже потрогать те предметы, которыми активно пользовались наши предки. В оригинальную экспозицию, посвященную четырнадцати основным казачьим округам, входят красочные тематические стенды, богатые интереснейшим иллюстративным материалом с подлинными фотографиями, документами и личными вещами, бывшими в обиходе казаков.
У педагогов, вдохновленных созданием музея, родилась идея не только ознакомить ребят с датами и фактами, но и предложить ученикам прочувствовать особую атмосферу прикосновения к эмоциональной стороне истории на основе художественных текстов. Преподаватели литературы и истории Н.М.Лебедева, М.В.Хаврошина и я, Е.А.Титенок, разработали интегрированный урок, посвященный быту и нравам донского казачества и трагическому пути казаков к себе истинным. В качестве темы уникального занятия был выбран сложнейший период ломки ценностей в нашей стране и поиска собственного пути русским казачеством в период с 1912 по 1922 год, а проиллюстрированы исторические события и факты яркими и эмоциональными отрывками из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Дети становятся не просто участниками мероприятия, они включаются в активный поиск информации, работают с различными историческими и литературными источниками, а во время занятия даже поют известные казачьи песни вместе со своими педагогами. Удивительная и проникновенная атмосфера, царящая на таких уроках, дает ощущение непосредственной сопричастности детей ко всему происходившему задолго до их рождения. Как правило, завершать такие занятия не хочется ни учителям, ни ученикам, поэтому даже после звонка все участники еще долго обсуждают увиденное и услышанное, спорят, делятся впечатлениями, благодарят друг друга. А старшеклассники после такого урока бесстрашно и с удовольствием берут на себя роль экскурсоводов для младших ребят.
Необычный урок, разработанный неравнодушными и заинтересованными педагогами, уже вошел в список лучших традиций школы №386, он пользуется неизменной популярностью у учащихся и привлекает не только старшеклассников, но и их родителей, и учеников помладше. Таким образом, простой школьный музей перестал быть только источником информации и местом получения новых знаний, он превратился в оригинальную площадку, где уникальное мероприятие объединяет всех участников образовательного процесса - учителей, учеников и их родителей.

Елена ТИТЕНОК,
учитель русского языка и литературы школы №386