Известно, что в федеральном образовательном стандарте нового поколения в систему учебных действий включены личностные, предметные и метапредметные результаты, детально описаны требования к ним, задачи и обучающие ситуации. Показать ребенку, как организовать самостоятельную деятельность, использовать информационные технологии для работы с информацией, применять на практике теоретические знания педагог может, используя оригинальные образовательные методики и интересные новые формы занятий, например форму интегрированного урока.
На таком уроке учащиеся не только анализируют факты, но и активно познают окружающую действительность, ищут причинно-следственные связи различных явлений, но главное - активно формируют такие полезные практические навыки, как умение сопоставлять, выделять главное, из отдельных элементов собирать целостную картину. Ребята учатся формулировать общую проблему, делать философские, экономические, политические, нравственные выводы и, конечно, развивают творческое мышление.
На интегрированном уроке в 5‑м классе школы №362 учащимся были предложены метапредметные задания по биологии, математике, искусству. Цель занятия - исследовать возможности и способности человека. Для создания проблемной ситуации был использован фрагмент художественного фильма «Собачье сердце» по одноименному роману Михаила Булгакова. Участники мастер-класса должны были после обсуждения в группах ответить на вопрос: «Что согласно Булгакову сделал профессор Преображенский, чтобы превратить Шарика в Шарикова?» По литературному тексту знаменитый врач пересадил в головной мозг собаки гипофиз человека, однако эксперимент в определенном смысле был неудачен. Ребята получили задание собрать из частей пазла изображение мозга собаки и человека и пришли к выводу, что процедура, описанная Булгаковым, в реальности невозможна - строение этих частей тела не совпадает, а значит, эксперимент профессора не мог дать положительный результат.
Следующее задание для работы в малых группах состояло в том, чтобы вычислить массу головного мозга человека и собаки. Ребята увидели, что при одинаковой массе тела головной мозг человека в несколько раз больше мозга животного. По итогам каждого этапа деятельности учащиеся отвечали на вопрос предыдущего цикла и формулировали новый проблемный вопрос, с которым переходили к следующему шагу. Так, в продолжение работы дети обратились к эволюционным процессам и выяснили, что головной мозг человека претерпел наибольшие изменения - в нем развиты и правое, и левое полушария. Встал новый вопрос: какие способы развития головного мозга существуют? Обсудив разные точки зрения, ребята сформулировали мысль о различных группах способностей, каждая из которых отвечает за развитие определенного полушария: творчество - за развитие правого, анализ - левого. И в завершение занятия участникам было предложено придумать и опробовать такие учебные задания, которые позволили бы на предметах естественно-математического цикла поработать с творческими способностями, а гуманитарного цикла - с логикой и аналитикой.
В процессе поэтапного выполнения всех заданий участники мастер-класса пришли к выводу, что эксперимент профессора Преображенского как во времена Булгакова, так и в наши дни невозможен. Ребята самостоятельно сформулировали мысль о том, что в погоне даже за самыми передовыми идеями в науке нельзя экспериментировать над личностью человека. А этому, собственно, и посвящен роман знаменитого русского писателя ХХ века «Собачье сердце».
Применение учителями школы №362 формы интегрированного урока позволило пятиклассникам проявить умение организовать собственную учебную деятельность, впервые заняться информационным моделированием и попрактиковать навыки исследовательской деятельности. Педагоги уверены, что метапредметные знания и умения, полученные в ходе уникального занятия, пригодятся учащимся не только при выполнении творческого задания на экзамене, но и в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Наталья ГОРБАЧЕВА, учитель биологии школы №362;
Надежда РАЩЕКТАЕВА, учитель математики школы №362;
Юлия РОМАНОВА, учитель музыки школы №362