Использование опорных схем при проработке сценариев занятий по химии позволяет мне повторять с учениками и закреплять изученный материал, систематизировать и обобщать знания с целью углубления и даже опережения обучения. Ведь цель использования различных «сигналов» - оставить наглядный след как при первом объяснении материала, так и при его повторении.
Приведу некоторые примеры таких схем-«сигналов», которые я включила в электронные сценарии своих уроков и которые активно использую в работе.
Уже на первых уроках в 8‑м классе учащиеся знакомятся с химическим языком, знаковыми моделями, учатся представлять информацию в виде условных записей. При объяснении материала в темах «Химический элемент», «Простые и сложные вещества» можно использовать следующую очень простую опорную схему:

Вещества               Химические элементы

Атомы

Ее можно дополнить определениями ключевых понятий, на основании данной схемы можно разрабатывать различные задания, в том числе и развивающие. Как пример задание, которое я назвала «Ряд последовательных обобщений». Учащимся предлагается привести ряд последовательных обобщений «по восходящей», начиная с предложенного. А впоследствии совместно с учащимися можно составить следующую схему, в которую будут включены уже иные элементы содержания, например понятия о простом и сложном веществах, химической формуле, качественном и количественном составе.
Вполне самодостаточна на первоначальном этапе в 8‑м классе и опорная схема классификации неорганических веществ. Позже ее необходимо расширить и углубить, добавив в нее дополнительную информацию.
Работа по «сигналам», включенным в ход урока, помогает учащимся осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать свое мнение, так как схема - это опора мысли ученика, опора его деятельности. Очевидно, что схема или таблица подкрепляет словесную форму изложения материала наглядно-образным его видением. Это обеспечивает привлечение внимания даже слабых учащихся, повышая их работоспособность и позволяя учителю активизировать темп урока.
И простая, и тем более сложная информация легко «читаются» по схемам. Так, например, следующая таблица помогает мне начинать изучение нового материала по теме «Разложение нитратов при нагревании» в 9‑м классе. По ней же я провожу проверку, составляя интерактивное задание.
Благодаря наглядному материалу подростки быстрее продвигаются в обучении, у них развиваются логическое мышление и речь, умение систематизировать свои знания.
Наиважнейшая задача учителя при работе со схемами и таблицами - научить ребенка объяснять все, что изображено. Учащиеся должны уметь применять знания и интерпретировать информацию при выполнении самостоятельных упражнений и заданий.
Как я уже упоминала, опорные схемы в сценариях уроков МЭШ можно использовать и как элемент контроля, создавая на их основе интерактивные задания. К схеме может быть сформулировано задание.
«Сигналы» притягивают внимание ребят на уроке, создают соревновательную, игровую обстановку, побуждают к активному познанию и поиску. Появляется и крепнет желание постигать, трудиться на максимуме сил.
Можно предложить ученикам составить собственную опорную схему. Таким образом, например, появилась схема, раскрывающая представления о физических свойствах воды.
А еще возможность использования электронных сценариев МЭШ с опорными схемами дают «уроки открытых мыслей». В моей практике началось с того, что ребята сами начали приписывать к конспектам, записям в тетрадях небольшие дополнения. Кто-то из учеников прочитал что-то, услышал, увидел, и, пожалуйста, в конспекте появляется приписка. Дети стали приносить в школу брошюры, справочники, а иной раз даже короткие записи теле- и радиопередач. Они самостоятельно и увлеченно начали искать информацию в электронной библиотеке МЭШ. Тогда я и решила предоставить слово самим учащимся на специально отведенных для этого уроках, которые стали эффективным средством мотивации детей для самостоятельной деятельности и бесценной копилкой ученических мыслей и идей.
Уверена, что использование сценариев уроков из библиотеки Московской электронной школы - это один из самых передовых методов ведения занятий. Использование этого ресурса не только облегчает труд учителя, но и стимулирует активную познавательную деятельность учащихся. Материалы постоянно обновляются, и коллекция пополняется новым контентом, что в свою очередь открывает широчайший спектр возможностей по освоению новых методик обучения детей.

Юлия НАГАЙЦЕВА,
учитель химии школы №368