Многие из этих действий формируются в ходе предметного обучения, некоторые из них требуют специального времени и места для своего формирования. Например, умение ставить учебную цель формируется практически на всех уроках. То же можно сказать о действии планирования. А вот умение спорить цивилизованными способами, аргументировать и защищать свою позицию, управлять поведением партнера в процессе общения - все это потребует специальных занятий и, главное, применения в реальных жизненных условиях.
На сегодняшний день учебные программы, по которым работают образовательные организации, в большинстве своем выстроены с учетом реальной взаимосвязи современных наук, предполагают элементы интеграции в рамках каждого изучаемого предмета и нацелены на достижение метапредметных результатов.
Однако опыт подтверждает: не менее эффективными могут являться межпредметные семинары и конференции, позволяющие обобщать знания обучающихся из разных предметов с позиций мировоззренческих идей и реализующие деятельностный подход в образовании. Но как, к примеру, организовать познавательную деятельность младших школьников, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами, как вызвать их познавательный интерес к вопросам различных областей знаний, каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении метапредметных результатов?
Вниманию читателей предлагается репортаж с фестивальной площадки «Хочу знать больше!», организованной для младших школьников в одной отдельно взятой столичной школе.
Десять часов утра по московскому времени. Работу фестивальной площадки открывают заседание школьного научного общества, игра-квест «Лабиринт способностей» и практикум EcologySkills.
Приходилось ли вам задумываться о волновой природе света и звука или слышать далекие голоса космоса? Знаете ли вы, что если Солнечную систему гипотетически уменьшить до размеров Москвы, то Солнце окажется в центре Кремля, Плутон - на внешней стороне МКАД, а Меркурий, Венера, Земля и Марс - не далее Красной площади? А случалось ли из кусочков пластика, картона и деталей лего-конструктора создавать модели межпланетных лайнеров или уборщиков космического мусора? Ученики начальных классов защищают перед заинтересованными слушателями свои проекты, демонстрируют пока несложные модели и установки, собранные своими руками, отвечают на вопросы слушателей и легко оперируют понятиями из математики, технологии, астрономии, физики, географии.
Кружится игровой волчок, и его стрелка указывает на вопрос номер девять. Как можно пронести воду в решете? Что использовал при отсутствии очков близорукий римский император Нерон? Какая азбука обходится всего двумя знаками? Участники игры-квеста дружно выдвигают многочисленные версии, но лишь одна из них правильная… А может, не одна? Технологии «мозгового штурма» осваиваются в игре спонтанно - и ничего, что решаемые проблемы пока не тянут на серьезный научный уровень. Какие наши годы!
Познавать, играя, - этот принцип стал девизом лингвистического практикума Kids Ecology Skills, посвященного проблемам экологии и путям их решения. Почему важно сохранять чистоту Мирового океана? Что значит повторно использовать сырье и как сделать из него полезные и нужные в быту вещи? Какие главные экологические привычки должны быть у каждого из нас? Глобальные вопросы современности участники практикума обсуждают на английском языке с использованием многогранных возможностей Московской электронной школы.
Десять часов тридцать минут. Открыта выставка моделей летательных аппаратов, сконструированных юными авиаконструкторами школьной студии моделирования и конструирования. И гости выставки, переносясь во времени, разглядывают и испытывают игрушечные самолеты и вертолеты, выполненные по образцам настоящих воздушных транспортников разных стран и эпох. Будущие инженеры и авиаконструкторы готовы ответить на любой вопрос посетителей, ведь, чтобы в точности воссоздать все элементы моделей, их создателям пришлось подробно изучить историю всех этих летательных аппаратов и особенности каждого из них.
Десять часов сорок пять минут. Под аплодисменты зрителей берет старт научное шоу «Что будет, если…». Эксперимент - это так увлекательно! А когда не просто наблюдаешь, но и участвуешь в нем, увлекательно вдвойне! Какой столб воды может удержать атмосфера? Сможем ли мы силой своего дыхания оторвать груз от земли? Как будет вести себя мыльный пузырь, если его наполнить углекислым газом? Что будет, если смешать жидкости с разными плотностями? Члены школьного научного общества непринужденно беседуют со зрителями, задают им вопросы и наглядно подтверждают ответы демонстрационными экспериментами.
Одиннадцать часов. Начинаются игра-путешествие «Мы - визарды!» и мастер-класс по динамическому конструированию «Рождение сказки».
Что общего между таинственным далеким космосом и строгой математической диаграммой? Участники игры-путешествия «Мы - визарды!» разгадывают загадки и ребусы, разбирают интересные факты, связанные с планетами Солнечной системы, работают на персональных компьютерах в программе «Мастер диаграмм». И каждый из участников игры, сидя за пультом персонального компьютера, в самом деле чувствует себя немного визардом - волшебником.
А гости сказочной мастерской динамического конструирования тем временем творят, оживляя с детства знакомую сказку. Динамические фигурки веселых поросят и голодного волка в руках детей и взрослых обрастают подвижными деталями и начинают сказочную гонку. Чудо гостям мастер-класса помогли сотворить обычные нитки, ножницы, шаблоны и технологические карты… Какое может быть волшебство без чертежей и умелых рук?
Существует мнение, что само построение обучения в начальной школе по принципу «один учитель по всем предметам» и интегративные курсы, выстроенные по принципу «немного обо всем», осуществляют межпредметную интеграцию и способствуют достижению метапредметных результатов в достаточной мере. Однако восприятие окружающего мира младшими школьниками синкретично, и преобладание выраженного предметного обучения нередко снижает интерес детей к познанию.
В сложившейся ситуации неоценимую помощь способны оказать внеурочная деятельность - факультативные курсы, творческие объединения, научные общества, экспериментариумы, индивидуальные и групповые проекты детей, а также интегративные по своей сути разнообразные внутришкольные мероприятия, примером которых явился описанный выше школьный фестиваль науки.

Ирина РЯБИНИНА, директор школы №1752