Если вы хотите действительно результативной работы с интернет-сообществом, чтобы вашу страницу читали, репостили информацию и подписывались на ваши новости, необходимо и подойти к выходу на сетевые просторы не как к обычному школьному блогу, а как к настоящему проекту SMM, то есть продвижения в соцсетях. Главными задачами в такой ситуации становятся создание определенного образа учебного заведения, поиск целевой аудитории, презентация значимого контента и анализ полученных результатов. Попробую предложить определенный алгоритм работы по решению данных задач.
Шаг первый - правильные вопросы. Перед созданием собственных аккаунтов или площадок в социальных сетях необходимо подумать о следующем:
1. Какова главная цель проекта?
2. Кто наши читатели, зрители, подписчики?
3. Какие площадки мы будем использовать?
4. Мы хотим информировать, просвещать или развлекать?
5. Какова интересующая нас тематика и какова неприемлемая?
6. Готовы ли мы к интерактиву с аудиторией?
7. Кто будет вести работу, а кто контролировать?
Ответы на эти, казалось бы, простые и понятные вопросы - залог эффективного планирования и успешной реализации проекта.
Шаг второй - выбор модератора. С одной стороны, хочется отдать эту работу ученикам, потому что они часто замечают то, чего не видим мы, взрослые. Они быстрее схватывают нюансы и динамичнее реагируют на всевозможные изменения интернет-среды. Лучше разбираются в вопросах, которые действительно интересуют современных подростков. Но смогут ли ребята грамотно распределить свое время, сумеют ли охватить весь спектр школьных проблем в нескольких постах, справятся ли с аудиторией, требовательной, капризной, а порой и агрессивно настроенной? По моему опыту распределить обязанности лучше всего, предоставив согласование общих значимых тем и редактуру некоторых текстов администрации, а ребятам доверить подготовку авторских материалов, актуальных тематических направлений и новостей. Кроме того, у проекта обязательно должен быть руководитель - педагог, желательно с филологическим образованием, который займется разработкой общей концепции, наполнением ресурса, отбором публикаций, интерактивом с аудиторией и, конечно, корректной, но четкой модерацией форумов и комментов.
Шаг третий - выбор площадки. Нельзя охватить все социальные сети, стоит остановиться на нескольких наиболее популярных для аудитории школьной организации, например Инстаграм, ВК, Facebook и YouTube. Какая из этих площадок будет успешнее, предугадать невозможно. Надо пробовать, анализировать, двигаться дальше, менять направления и контент и не бояться неудачи. На данном этапе школьные страницы в соцсетях - явление довольно редкое.
Попробую помочь сориентироваться в особенностях четырех упомянутых ресурсов. Инстаграм - это прежде всего фотоконтент. Здесь требуется максимум фото- и видеоматериалов и минимум текста. Кроме того, функция Stories позволяет публиковать фотосюжеты, создавать опросы, беседовать с подписчиками и анализировать их реакцию.
ВКонтакте - здесь можно дать волю своему перу и дополнить свой текст иллюстрациями, фотографиями, музыкой. Отличительная черта этой соцсети в том, что только здесь можно создавать фотоальбомы, добавлять видео, делать целое меню с полезными и важными ссылками. Плюс ваши подписчики всегда могут напрямую написать вам личное сообщение.
Facebook также ориентирован на текст и фото, но главное отличие от ВК заключается в том, что информация здесь имеет чуть более официальный статус.
В результате у вас может сработать одна или две площадки. Выбирайте любые, но не стоит пытаться работать везде, это некоторым образом рассредоточивает аудиторию, и интерес к вашей странице падает.
Шаг четвертый - количество публикаций. По моему опыту не надо выкладывать больше трех постов в день. Если разместить много новостей подряд, то можно потерять важную публикацию в общем потоке информации. К тому же существуют проверенные временные промежутки, когда большая часть целевой аудитории увидит материал и ознакомится с ним. Это, во-первых, утро, когда перед работой или учебой люди сидят в Интернете. Во-вторых, обеденное время. И, наконец, после 20.00 - все ужинают, отдыхают, заходят в сети.
Если серьезные новости появляются в течение дня, то можно отказаться от вечерней публикации в пользу второй дневной. Но тогда перерыв между двумя новостями должен быть не меньше двух часов. Также важно не забывать и про выходные - стараться выкладывать пост или два, «подкармливать» подписчиков. Тремя публикациями в день мы своего рода приучаем свою аудиторию получать ежедневные обновления трижды. Как только что-то меняется, подписчики теряют интерес и перестают следить за вашими новостями.
Шаг пятый - привлечение аудитории. При серьезной работе в социальных сетях необходимо сосредоточиться на целевых потребителях вашей информации, которые активно реагируют, комментируют посты, лайкают, репостят, фоловерят. Отличие страницы в соцсети от официального сайта в том, что можно четко охарактеризовать и саккумулировать нужную аудиторию. На нее можно «посмотреть», повлиять, поговорить с ней напрямую, ответить на ее запросы. В сети Facebook широко представлено профессиональное сообщество: педагоги, школьные психологи, завучи и директора, то есть на этой площадке создается контент, интересный и полезный прежде всего коллегам. Здесь можно рассказать подписчикам о нововведениях в вашей школе, поделиться наработками и уникальным опытом.
Самая обширная и разношерстная аудитория у Инстаграма. Важно то, что именно здесь тусуются и старшеклас­сники, и выпускники, и родители, и потенциальные абитуриенты. А значит, здесь можно разместить посты, которые заинтересуют непосредственно потребителей так называемых образовательных услуг. Ситуация с пользователями сети ВКонтакте схожа с Инстаграмом. Но здесь вы встретите больше собственно ваших учащихся и их родителей.
Но какую бы аудиторию вы ни выбрали, не забывайте о том, что очень важно поддерживать с подписчиками живое и активное общение, реагировать на их комментарии, устраивать конкурсы и опросы - делать все, чтобы посетители вашей страницы не ушли от вас. Не забывайте поощрять позитивных подписчиков. И не бойтесь удалять негативные и агрессивные посты - защищайте свою репутацию. Не позволяйте также использовать страницу для выяснения отношений посетителями и оскорблений, жестко пресекайте подобные случаи. Фильтруйте личные материалы подписчиков, которые хотят у вас публиковаться. И никогда не соглашайтесь на рекламу, которая навязчиво предлагается, если у страницы хорошая посещаемость.
Шаг шестой - создание контента. Если в каждом посте просто информировать аудиторию, то довольно скоро внимание к вашей странице угаснет, не стоит превращать свою страницу в банальную доску объявлений. Задача вашего аккаунта - и просвещать, и развлекать. Важно - не воспитывать! Если неосторожно начать нравоучительные разговоры, то, во-первых, можно нарваться на любителей скандальных невыигрышных споров, во-вторых, вся молодая часть аудитории довольно быстро покинет беседу. И тот и другой сценарии не добавят популярности вашей странице. А задача у вас все же иная.
И, конечно, хочется отметить несколько несложных правил по подготовке материалов для вашего аккаунта. Не стоит писать много «тяжелого» текста, его просто прокрутят, и не забывайте про иллюстрации и картинки, они всегда пользуются популярностью аудитории. Подбирайте живые, интересные новости и обязательно ставьте хештеги, которые помогут вашим потенциальным подписчикам найти вас. Совмещайте развлекательную направленность с образовательной, пользователи соцсетей любят, когда не только интересно, но и полезно.
В заключение хотелось бы обратиться к собственной истории завоевания Интернета. Собирая самостоятельно информацию по всей школе, я довольно быстро поняла, что гораздо эффективнее пригласить к сотрудничеству других педагогов, которые лучше осведомлены о новостях классов, методобъединений. Вместе нам удалось расширить тематику публикаций и даже немного увеличить аудиторию нашей страницы. Мы подключили педагога дошкольного воспитания и образования - добавилось много новых подписчиков - родителей малышей. Мы решили предложить посетителям публиковать свои материалы, их отправляют нам в личные сообщения, мы редактируем и выкладываем. В результате много довольных фоловеров, хороших отзывов и лайков.
Популяризация соцсетей ввела в лексикон современного человека понятие «одна кнопка», нажимая которую в электронном гаджете, мы узнаем новости, листаем свежие фотографии друзей, следим за жизнью всего мира. Это позволяет значительно экономить наше время. Поэтому такую актуальность приобретает сейчас выход школы на площадки социальных сетей. Важно создать динамичное пространство для всех, кто имеет отношение к образовательному процессу, - для учителей, учеников, родителей, выпускников, абитуриентов. Данный ресурс предоставляет уникальные возможности не только для своевременного информирования о школьных событиях и новостях, но и для оперативного и эффективного диалога с заинтересованной аудиторией.

Юлия КОШТИАЛ,
педагог-организатор, руководитель пресс-центра школы №1516