В третий раз за последние полтора десятилетия администрация школы доверила мне параллельное руководство двумя классами. На первый взгляд кажется, что такая нагрузка слишком велика и ответственна. Порой и с одним детским коллективом трудно управиться, что же говорить о двух. Не буду лукавить: это действительно тяжело, но и удивительно интересно. А когда видишь итоги своей работы, получаешь невероятное чувство удовлетворения.
Не так важно, почему возникает необходимость взять два класса, гораздо важнее помнить, что в подобной ситуации под вашим «присмотром» окажется в два раза больше детей и в два раза больше родителей, а это вместе около двухсот человек, каждому из которых нужны ваше внимание и время. Нельзя забывать, что особого отношения и индивидуального подхода требуют дети из многодетных, неполных или социально незащищенных семей, а также ученики с девиантным поведением. В такой ситуации выручает классного руководителя только грамотно и логично организованное сотрудничество двух классов.
В этот раз у меня были выпускной 11‑й и только пришедший из начальной школы 5‑й классы. Учительский опыт показывает, что детей сплачивают совместная деятельность и общие интересы. Когда в классе возникают деловые взаимоотношения, формируются права и обязанности каждого, тогда возникает понимание собственной ответственности перед коллективом. А коллектив - это серьезная воспитательная сила, он способен удовлетворять потребности ребенка в общении, самовыражении, проявлении лидерских качеств. Работа в сообществе дает возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт социализации, развивая при этом лучшие индивидуальные качества.
Задача куратора в такой ситуации - аккуратно модерировать и корректировать все виды отношений в классе и между разновозрастными группами. Даже если актив класса довольно стабилен, руководитель следит за планомерной сменой обязанностей учащихся, например, при самоуправлении. Коллектив, особенно детский, - это живой организм, он рождается, развивается, взрослеет, он требует заботы и внимания.
Постоянное общение младших ребят со старшими в рамках шефской работы создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, прививает одиннадцатиклассникам основы педагогического мастерства. Особое значение приобретает пример выпускников для пятиклашек - в силу возрастных особенностей младшие склонны к подражанию и с трепетом повторяют поведение старших. А те в свою очередь начинают понимать ответственность за свои слова и поведение, которые могут скопировать подшефные.
Разновозрастное детское сообщество открывает большие возможности для личностного развития школьников - младшие охотнее осваивают новые знания и умения, у старших быстрее формируются ценностные ориентиры и нравственные качества - чуткость, отзывчивость, неравнодушие. Пятиклассники рядом с выпускниками видят, какими сильными, умными и справедливыми они сами скоро станут, и гармонично проходят этапы взросления.
В данной ситуации старшеклассники становятся настоящими помощниками классного руководителя и в организации совместных поездок и экскурсий, и в подготовке выступлений и спортивных мероприятий, и при проведении праздников и классных часов.
Сейчас мои выпускники уже стали студентами, но не забывают родную школу, часто приходят в гости, интересуются нашими делами, общаются со своими подшефными. У меня с шестиклассниками много планов и задумок на будущее, в том числе по шефской работе. И мне хочется верить, что эти ребята всегда будут дружными, добрыми, отзывчивыми людьми и обязательно продолжат традиции, заложенные нашими старшими товарищами. На мой взгляд, опыт параллельного классного руководства и общения разновозрастных групп учащихся оказался удачным, дал много полезного двум классам и стал хорошим примером для других кураторов. Пожалуй, я возьмусь повторить свой эксперимент. И позволю себе дать совет коллегам: не стоит бояться двойной ответственности, когда можно научиться радоваться двойным успехам детей.

Лариса ЗАХАРОВА,
учитель истории и обществознания школы №1598