Я молодой специалист. С трепетом, нетерпением и тревогой я ждала встречи со своими будущими учениками. Какие они? Как встретят меня? Какие у нас будут трудности и проблемы? Какие радости и победы? Смогу ли я научить своих учеников тому, что знаю сама? В институте я внимательно изучала опыт величайших педагогов, русских и зарубежных. Основываясь на их опыте, я сформулировала важнейшее правило своей педагогической деятельности - образование и воспитание всегда должны идти рядом. С этим я и пришла в школу, место, где дети получают не только образование, но где формируются основы всех их духовно-нравственных качеств.
Воспитывать такие качества непросто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное, чтобы работа с детьми была искренней и правдивой, в ней не может быть фальшивых слов и поступков. Только построив отношения с учащимися на основе доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который на этапе взросления находится рядом с подростком.
Такими людьми являются родители и педагоги. Роль куратора остается всегда значимой - он не только руководит, направляет, но и воспитывает, курирует, наблюдает, фиксируя, как ученики нравственно растут и развиваются. Это возможно только в том случае, когда педагог с душой относится к своему делу, становясь для учеников примером для подражания, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека - это процесс создания уникальной личности, способной впитать культуру своего народа и шагнуть дальше в собственном духовном росте.
Нельзя научить человека жить, если он сам не учится этому. Воспитание для ребенка - это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь во всей ее полноте. И для учителя воспитательный процесс - это тоже жизнь, возможность понять новое поколение, передавая им накопленные знания и опыт. Каждый учится жить сам, но очень важно, чтобы ребенка в этом надежно и ненавязчиво поддержал мудрый взрослый. Взрослый, способный услышать и понять. А деятельное сострадание и сопереживание обязательно найдут отклик в детском сердце, заложат в него потребность быть неравнодушным, внимательным и терпеливым - основные качества полноценной личности.
Замечательный педагог К.Д.Ушинский заметил очень точно: «Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения - в привычки… Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что он должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы». Я убеждена, что лишь воспитанный человек может считаться по-настоящему образованным. Ведь знания помогают человеку раскрыть свои способности, полученные им в дар от природы, а воспитание не позволяет ему останавливаться на достигнутом. Чтобы стать образованным человеком, надо много работать над собой, начиная со школьных лет, ведь даже самые великие ученые знают, что им всегда есть к чему стремиться. А чем больше мы узнаем, тем яснее понимаем, что перед нами остается еще много неизведанного. Выходит, главное - начать учиться, и тогда вы поймете, что процесс обучения - это не тягостный труд, а увлекательная игра длиной в жизнь, где победителем станет тот, кто сумеет сохранить единство развития души и ума.
Я проработала со своими учениками всего три месяца, но уже сейчас вижу, что не ошиблась, выбрав свою профессию и поставив на пьедестал единство образования и воспитания. Уверена, что мое собственное искреннее и горячее отношение к работе педагога поможет мне поддержать учеников в трудные моменты взросления и вырастить из них хороших полноценных людей!

Анастасия НИКОЛАЕВА,
учитель начальных классов школы №1352