Адаптационный период у каждого ребенка проходит по-своему и может занимать от одного месяца до года. Психологи выделяют три группы факторов, влияющих на успешность данного процесса у первоклассников, - физиологические, психологические и социальные.
На этапе социальной адаптации, когда дети «вживаются в роль ученика», предполагается, что каждый ребенок должен установить контакт с учителем, понять круг своих обязанностей, научиться подчиняться школьным требованиям, подружиться и не конфликтовать с одноклассниками. Если все идет согласно намеченному плану, то как следствие учащийся успешно овладевает и необходимыми знаниями и умениями.
Физическая адаптация оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, состояние здоровья, обострение хронических болезней.
Психологический аспект влияет на учебную мотивацию, уровень развития эмоциональных и психологических процессов, настроение, способность к оцениванию собственной деятельности.
Оценить уровень адаптации собственного ребенка и поддержать его на этом пути не только могут, но и обязаны родители. Им в помощь мы предлагаем несколько практических советов. Например, упражнение «Портрет первоклассника». Подумайте в течение минуты и продолжите предложение: «Первоклассник должен обладать такими качествами, как…» Ответы запишите на листочке. Это набор характеристик идеального первоклассника в вашем представлении. Подчеркните те характеристики, которые, на ваш взгляд, есть у вашего ребенка. Над формированием тех качеств, которые вы не подчеркнули, предстоит поработать.
Родители всегда хотят, чтобы ребенок соответствовал идеалу - был самостоятельным, организованным, внимательным, ответственным. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы хотели бы изменить. Но родительские притязания довольно часто основаны не на учете реальных возможностей ребенка, а на абстрактном представлении об образцовом первокласснике, и возникает ситуация завышенных требований. На маленького ученика ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было стыдно». Часто такой груз становится непосильным для ребенка. А ведь период начала обучения в школе особенно важен для формирования самооценки детей. Значит, родителям необходимо научиться быть сдержаннее, тактичнее, избегать категоричных высказываний в адрес ребенка, поощрять малейшие достижения и успехи.
Если в дошкольный период малыш на собственные неудачи реагировал обидой или досадой, не связывая эти переживания с собственным отношением к себе, то, став школьником, неуспешность в учебе ребенок связывает с тем, что он «плохой» или «хороший». При длительном отрицательном опыте у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, а чем ниже самооценка, тем больше трудностей в школе. Учитывая данную особенность учащихся младшего возраста, в первых классах отменили отметки за успеваемость.
Хотелось бы также акцентировать внимание родителей на наиболее важных факторах для успешной адаптации ребенка в образовательном учреждении. Во-первых, это, конечно, состояние здоровья. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с учебной нагрузкой здоровые дети с гармоничным физическим развитием. Во-вторых, для нормальной адаптации особенно важны хорошие взаимоотношения в семье и отсутствие конфликтных ситуаций дома. Также необходимо правильно организовать режим дня - выделить время на отдых, прогулки, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон. Безусловно, помогают социализироваться хороший уровень интеллектуального и речевого развития, крепкая память, устойчивое внимание, дисциплинированность и аккуратность.
Думаем, не стоит говорить о том, насколько принципиально не упустить первые же признаки дезадаптации маленького ученика. Родителям стоит насторожиться, если у ребенка наблюдается снижение интереса к школе и занятиям, часто возникает желание остаться дома, пропустить уроки, появляется недовольство учителем и одноклассниками. Серьезное беспокойство должны вызвать постоянные жалобы на плохое самочувствие и безразличие ко всему, что требует напряжения, даже к играм.
Мы предлагаем уже сейчас попробовать определить, насколько успешно адаптируется к школе ребенок с помощью теста «Анкета первоклассника».

Анкета первоклассника
Прочитайте вопросы и подчеркните только один вариант ответа на каждый вопрос.
1. Охотно ли ребенок идет в школу?
    Неохотно (ДА).
    Без особой охоты (ВДА).
    Охотно, с радостью (А).
    Затрудняюсь ответить.
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
    Пока нет (ДА).
    Не совсем (ВДА).
    В основном да (А).
    Затрудняюсь ответить.
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
    Скорее нет, чем да (ДА).
    Не вполне (ВДА).
    В основном да (А).
    Затрудняюсь ответить.
4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?
    Иногда (ВДА).
    Довольно часто (А).
    Затрудняюсь ответить.
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
    В основном отрицательные впечатления (ДА).
    Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА).
    В основном положительные впечатления (А).
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру.)
7. Нуждается ли ваш ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?
    Довольно часто (ДА).
    Иногда (ВДА).
    Не нуждается в помощи (А).
    Затрудняюсь ответить.
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
    Перед трудностями сразу пасует (ДА).
    Обращается за помощью (ВДА).
    Старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА).
    Настойчив в преодолении трудностей (А).
    Затрудняюсь ответить.
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
    Сам этого сделать не может (ДА).
    Иногда может (ВДА).
    Может, если его побудить к этому (А).
    Как правило, может (А).
    Затрудняюсь ответить.
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
    Довольно часто (ДА).
    Бывает, но редко (ВДА).
    Такого практически не бывает (А).
    Затрудняюсь ответить.
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
    Нет (ДА).
    Скорее нет, чем да (ВДА).
    Скорее да, чем нет (А).
    Затрудняюсь ответить.
Теперь подсчитайте количество ответов по каждому показателю и обведите самый высокий балл.
А - адаптация, ВДА - возможна дезадаптация, ДА - дезадаптация.
Какими бы ни были результаты данного теста, помните, что взрослым при детях нельзя впадать в панику, демонстрировать разочарование в ребенке. Родителям, чтобы научить чему-то малыша, необходимо самим научиться мыслить и действовать конструктивно.

Рекомендации
Сейчас еще прошло не так много времени с начала учебы, и многие ребятишки еще привыкают к новым условиям. А для вас мы подготовили рекомендации, как поддержать детей в этот период:
- будите утром ребенка спокойно, улыбайтесь ему;
- не торопитесь. Умение рассчитать время - ваша задача. Помните, что ребенок не виноват в том, что взрослые опаздывают;
- встречая ребенка из школы, не засыпайте его вопросами, дайте ему отдохнуть, расслабиться, вспомните, как вы чувствуете себя после рабочего дня;
- если вы видите, что ребенок чем-то огорчен, не пытайте его, пусть успокоится и тогда расскажет все сам;
- после школы не торопитесь садиться повторять изученный материал на уроке. Ребенку необходимо отдохнуть два часа. И помните - занятия поздним вечером бесполезны;
- во время работы над заданиями не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если ему понадобится ваша помощь, наберитесь терпения: спокойный тон и поддержка необходимы;
- в течение дня найдите хотя бы 40 минут и полностью посвятите их ребенку;
- выбирайте единую тактику общения с ребенком в семье. Все разногласия решайте без него;
- создайте благоприятный психологический климат в семье;
- учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению;
- воспитывайте самостоятельность у ребенка;
- поощряйте ребенка не только за учебные успехи, но и морально стимулируйте его достижения;
- будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления;
- успокойте ребенка перед сном, снимите напряжение, накопившееся за день;
- соблюдайте режим дня. Укладывайте спать ребенка в 21.00.
Конечно, многие родители волнуются, когда отправляют ребенка в школу на целый день. Но, чтобы помочь первокласснику настроиться на положительное восприятие школьных событий и придать ему уверенности, не давите на него, не читайте перед выходом из дома нотаций. Подберите ласковые и доброжелательные фразы: «У тебя все получится! Я в тебя верю! Ты у меня умница, молодец! Ты сегодня узнаешь что-то новое! Я люблю тебя!» И помните, ключ к успеху - понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его способностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легко справится с любыми сложностями.

Елена МАРАКАТКИНА,
педагог-психолог школы №368 «Лосиный остров»;
Светлана РОМАНЦОВА,
педагог-психолог школы №368 «Лосиный остров»