Разного рода властей предержащих полно по земным городам и весям. Хватает их и на небесах, ими населены дикие леса, горы, пустыни. Издавна люди привыкли олицетворять разные стихии и природные явления. В иерархии этих природных божков и духов у мороза весьма почетное место. Может быть, даже главное. Не зря его возвели в ранг патриарха и окрестили Дедом Морозом. Дело в том, что во многих странах именно зимняя морозная пора является своеобразным годовым водоразделом. Зимний солнцеворот с удлинением дневного времени вместе с солнцем возвращает на землю жизнь. И люди, приспособившись к изменениям в природе, привыкли и свою жизнь как бы делить на старую и новую. Поэтому так торжественно отмечают проводы старого года и празднуют рождение нового. Возможно, среди небожителей есть и тот, кто отвечает за разделение природных циклов и связанных с ними людских судеб, но гораздо проще и доступнее обратиться к природному властителю в привычном, людском, обличье. Особа эта популярна среди разных народов. Даже у тех, которые никогда не видели снега и не знают, что такое лед.
В разных странах существуют свои новогодние и рождественские персонажи - аналоги нашего славянского Деда Мороза. У них разные имена, и рядятся они (в зависимости от местного климата и национальных традиций) в разные одежки. У восточных славян самый знаменитый новогодний дедушка - это, конечно, Дед Мороз, Мороз Красный Нос, Мороз-воевода. Это смесь из нескольких образов - святителя Николая, или Николая Чудо­твор­ца, и языческих богов древних славян, которые символизировали стужу и холод. Дед Мороз любит детей и дарит им подарки, как святой Николай, но его одеждой издавна является длинная красная с белой оторочкой шуба. У сказочного морозного патриарха длинная белая борода, в руках - посох. Приходит он в гости со своей внучкой Снегурочкой. На севере американского континента (в США и Канаде), во многих странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом, и красные шаровары, на голове - красный колпак. В мусульманские страны в начале мая в дома приходит с подарками старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом, и зеленый халат, на котором вышиты цветы. В Татарстане имя новогодней сказочной особы Кыш Бабай, в Узбекистане - Кербобо, в Латинской Америке - Папа Ноэль, в Израиле - Сильвестр, в Монголии - Увлин Увгун, в Китае - Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь. Новогодний праздничный персонаж не обязательно может быть старческого возраста, не важен даже пол. В Италии, скажем, в новогоднюю ночь в дома через дымоход проникает старушка Бефана и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.
Сказка родом из детства. Все мы родом из его неповторимого и дивного далека. Родом из сказки? Она - это другое измерение, иной мир. Какой? Во всяком случае не тот, в котором мы живем. Может быть, такой, какой бывает зимой. Настоящей - снежной, морозной, солнечной и чистой. Зима меняет мир и создает сказку. И это у нее иногда получается лучше, чем у людей. Когда на дворе потрескивает мороз, разрисовывая окна дивными узорами, а в печке жарко горят березовые поленья, отбрасывая на стены причудливые тени, наступает время волшебных перемен, исполнения самых заветных желаний. Пусть даже в снах и сказках.
Мы путешествовали по Скандинавии летом. Зеленый, светлый, просторный мир окружал нас. Летний солнцеворот уже свершился, день вроде как бы пошел на убыль, но до зимы было еще далеко. Однако чудес и сказочных сюжетов вокруг хватало. И не только в снах. Иногда казалось, что ты находишься в каком-то волшебном королевстве, где обитают разные сказочные персонажи. В том числе и новогодние. В Норвегии роль Деда Мороза исполняют маленькие домовые - карлики Нассе. Они носят вязаные колпачки и страшно любят все сладкое. В Датском королевстве особу, олицетворяющую встречу Нового года, зовут Юлетомте (Юлеманден), или святой Николас. В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках. Также шведы чтят святую Люсю, которая приходит к детям в короне из светящихся свеч. В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки, что в переводе означает «рождественский козел». А все потому, что Йоулупукки долгое время носил козлиную шкуру и развозил подарки на козлике. Сейчас он носит высокую конусо­образную шапку, длинные волосы и красную одежду. Живет он на горе Корвантунтуре с женой Муори. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.
Очень удачно, с выдумкой и коммерческой выгодой «оправдобив» сказку, финны решили официально, с соблюдением всех юридических формальностей, наделить Санта-Клауса гражданством своей северной счастливой страны. «Прописали» они его в Лапландии, в деревне возле города Рованиеми, через который проходит полярный круг. От этого сказка, может быть, и потеряла непосредственность, очарование, если так можно выразиться, сказочную натуральность, однако, приобретя театральность, стала частью культуры, национальной традицией, превратилась в занимательную игру, тяга к которой не иссякнет ни у детей, ни у взрослых.
Единственный официальный Санта живет в Лапландии. Все остальные, которых мы видим в городах и торговых центрах, как бы ненастоящие. Мир принял эту финскую игру. Поток туристов в Рованиеми не иссякает ни зимой, ни летом. Как утверждают опытные гиды, разного ранга менеджеры и подручные морозного патриарха, основные его хозяйственные хлопоты связаны с летней порой. Во время длинного полярного дня он бродит по лесам, тундре, болотам, озерам и разговаривает с природой и ее обитателями. Полярным совам, куропаткам, песцам, зайцам, лисицам, оленям есть о чем поведать своему кумиру. Северный олень - бесспорный символ Лапландии, известный также в мире как важный помощник Йоулупукки. Кстати, у него есть своя оленья ферма, где вам предложат самые разнообразные программы. Это и поход с оленями по пересеченной местности, и катание на оленях, и знакомство с работой оленеводов. Кстати, во время путешествия по Лапландии мы часто встречали оленей, пересекающих шоссе. Иногда даже они становились нашими спутниками, в сопровождении рогатых северных красавцев мы ехали несколько километров. Подготовка к зиме включает в себя и заготовку дров для каминов и березовых веников для сауны. Плюс, конечно, прием гостей со всех европейских и азиатских волостей. Это прямая и, возможно, даже главная гражданская обязанность финского Деда Мороза. От города до деревни, где в самом сердце полярного круга находится резиденция Санта-Клауса, километров десять. Меньше часа езды на велосипеде.
Офис Санта-Клауса - это только часть сказочного, но в то же время и вполне реального царства, в котором бал правят веселые девчушки-эльфы. Эти забавные существа в красных колпачках со смешливыми курносыми личиками живут своей сказочной жизнью, однако им скучно без людей. Они с нетерпением ждут их в гости. В Санта-парке (такое официальное название у этого царства) много чудес и разнообразных приключений на любой вкус. После прогулки по подземному туннелю вы очутитесь прямо под линией пересечения полярного круга. Замрите на мгновение, осознав важность этого момента. Потом обязательно загляните в школу эльфов и их мастерскую, отыщите Ледяную принцессу в ее белоснежной галерее, посетите миссис Имбирь в пекарне пряников, наполненной ароматами рождественских блюд и пряной выпечки. В конце не пропустите возможность прокатиться на волшебном поезде, посмотреть магическое шоу на сцене Санта-парка и насладиться (это уже на десерт экскурсии!) вкуснейшими блюдами кафе «Кота» и ледяного бара.
Рядом с офисом Санта-Клауса знак «Полярный круг» и символическая 66‑я параллель, по которой он проходит, ресторан, сувенирный магазин, почта. Здесь вы можете отправить письмо по любому адресу в любую точку планеты. Можно написать родным, друзьям, знакомым, можно даже послать весточку самому себе. Но чаще всего письма пишут детям. Представьте себе: где-нибудь в сибирской деревушке или на украинском хуторе близ Диканьки праздничный семейный ужин в предновогоднюю или рождественскую ночь. Месячное сияние едва пробивается через расписанное морозными узорами окно, потрескивают дрова в печи, горят свечи, пляшут на стене причудливые тени, звенят бокалы, тихо льется музыка, из кухни доносятся вкуснейшие ароматы. И вдруг стук в дверь. Гости замирают. На пороге появляется Дед Мороз. Он поздравляет всех присутствующих и протягивает красивый конверт с посланием от своего лапландского собрата. И никому и в голову не придет уличать дедулю в подлоге, терзать себя сомнениями, настоящий или нет Дед Мороз перед ними. Игра - она и есть игра. Никому не хочется расставаться с новогодней сказкой. Очень, кстати, реальной. Почти былью. Бытие, конечно, определяет сознание (а в нем есть место и воображению, и фантазии, и мечте, и сказке), однако и сознание (и, конечно же, сказка) определяет, а часто и направляет бытие.
…Краткое знакомство и даже беседа с Санта-Клаусом состоялись. Я попытался запечатлеть его на фото. Однако, как только достал фотоаппарат, смешливые эльфы, которые сидели напротив, вдруг ожили и превратились в маленьких фурий. Они наперебой залопотали, замахали ручками, мол, этого нельзя делать, такая инициатива здесь не приветствуется. И сказочному герою, и тем, кто его обихаживает, надо же чем-то кормиться. Уже на выходе из офиса в конце длинного черного коридора другие эльфы (а может, те же самые, они тут удивительно похожи друг на друга) объяснили, что фото Санта-Клауса и нас рядом с его сиятельной особой мы можем приобрести у них за весьма умеренную плату в тридцать евро. Тут же на экране ноутбука нам был продемонстрирован этот эпохальный кадр. Среднестатистический европеец, может, не сразу, но все-таки полез бы за кошельком, у меня же (думаю, у моего спутника тоже) мелькнула мысль, как бы так исхитриться, чтобы… Мысль еще не оформилась, а рука уже извлекла фотоаппарат и палец нажал на заветную кнопочку. Эльфы онемели и тут же захлопнули ноутбук. Но фото получилось. Может, и не совсем отчетливое. Но очень даже правдивое. Эльфы проводили нас недовольными взглядами. Мы сыграли не по правилам. А они должны быть даже в сказках. В сказочном мире человеческие правила. Так тут заведено. Но все же это была игра. Какая разница, по чьим правилам. Игра - она и есть игра. В ней много от реальности, но все же немало и от выдумки, случая, сказочной изюминки. В жизни всегда есть место для них. Мирным и умеренно солнечным июльским днем мы покидали ярко наряженную, праздничную, шумную деревню.
Путь наш пролегал дальше на запад, по другим варяжским городам и весям. Но часто мы оглядывались и на восток, откуда в положенный час всходило светило. Память упрямо возвращала нас в славянские пределы. Вспоминались и наши сказочные герои. Их у нас хватает с лихвой, во всяком случае вполне достаточно, чтобы впустить их в реальную жизнь, расцветить ее серость и неопределенность выдумкой, мечтой, праздником, игрой. Царевна-лягушка и Илья Муромец, Баба-яга и Котигорошко, Леший и Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Жар-птица и Змей Горыныч - можно бесконечно перелистывать и перечитывать эту сказочную книгу. Думаю, для всех этих героев нашлись бы соответствующие их рангу присутственные места. Многие из них достойны даже офисов. В крайнем случае для их приемных можно приспособить офисы некоторых фирм. За посетителями, уверен, дело не станет. Сказка ведь порою способна решить самые насущные наши проблемы…