Громкое кинособытие начала года - церемония награждения «Золотой глобус», прошедшая под знаком #me_too. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДона. Одна из наград - премия за лучший сценарий, за него же и «Оскар». Некоторые пеняют создателям на феерические прыжки с жанра на жанр - с триллера на нравоучительную драму, но, по-моему, в этом весь МакДона-младший. Хорошо бы российскому кинематографу начать порьянее разрабатывать тему маленьких городков. У нас-то материала навалом! «Форма воды», обласканная на том же «Глобусе» и «Оскаре», - красивая сказка, подозрительно напоминающая «Человека-амфибию», стилизованную под американские шпионские драмы времен холодной войны.
Череда спортивных драм. «Движение вверх», блокбастер Антона Мегердичева, собравший рекордную для российского кино кассу, побив на этом поле «Иронию судьбы…», рекордсмена прошлых десятилетий. Он же открыл полемику по поводу права создателей на вольности в репрезентации исторической действительности. В плане зрелищности тут точно краснеть не за что. Вслед за ним - «Лед», комедийная спортдрама в коктейле с мюзиклом. Снова Александр Петров, секс-символ для одних и жупел для других, неизменный «Гоголь» наших дней, как к этому ни относись. Антитезой ему смотрится «Тоня против всех», затронувшая тему битвы за успех, скандалов, разгорающихся вокруг звезд и выносящих их имена на первые полосы популярных таблоидов.
Есть еще одна замечательная пара, причем комедийная. Отечественная «Я худею» Алексея Нужного и «Красотка на всю голову» Марка Силверштейна и Эбби Кон. Тема комплексов и борьбы с ними раскрыта: не бойся принять себя такой, какая ты есть. Позитивное начало в нашем обзоре, а что лучше - решайте сами. Далее - «Тренер» Данилы Козловского, где он выступил в роли режиссера, продюсера и исполнителя главной роли. Хорошие отзывы от критиков, отбитый в первый уик-энд бюджет и вполне достойное зрелище.
От спорта - к музыке. «Лето» Кирилла Серебренникова, до сих пор сидящего под домашним арестом, прогремело в Каннах. И сделало из героя рокопопса Ромы Зверя кинематографиста (роль Майка Науменко и награда за лучший саундтрек). На родине этот байопик о ранних годах Цоя и Майка Науменко вызвал противоречивые отзывы, хайп, если выражаться в духе времени. Воссозданная атмосфера Ленинграда начала 80‑х изумительна, а самое главное - вот она, вечная молодость. О том же и «Кислота» Александра Горчилина, исполнителя роли Панка в «Лете». Только если молодость «Лета» ретроспективна, то «кислотная» как бы о наших днях. Также в паре с «Летом» часто упоминают «Довлатова» Алексея Германа-младшего, призера 68‑го Берлинале.
Если «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина - адаптация сборника рассказов «Компромисс», то работа Алексея Германа-младшего снята по оригинальному сценарию. Перед нами предстает вовсе не лирический герой Довлатова, остроумно-циничный денди, выделяющийся на фоне коллег своей яркостью. Фильм ругают за бессобытийность, отсутствие харизмы у героя, но мастерство в воссоздании атмосферы застойного СССР никто не отрицает. Может, в этом и фишка фильма? В наше негероическое время Герман-младший, как никто другой, объективирует всеобщее ощущение нехватки героя и застоя.
Важна «Холодная война» режиссера Павла Павликовского. События его новой драмы разворачиваются в 1950‑х в Польше, Германии, Югославии и Франции. История двух влюбленных, которые не могут быть вместе из-за политических событий. Фильм выдвинут на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Об этом сообщил продюсер Александр Роднянский на специальном заседании Российского оскаровского комитета.
Интересна новая работа Николая Хомерики «Селфи» - попытка сыграть на поле необарокко в духе работ Каракса и Бенекса. Главную роль сыграл Константин Хабенский. Он же дебютировал в этом году как режиссер, сняв военную драму «Собибор» про концлагерь. Он же исполнил главную роль. В фильме также снимались Кристофер Ламберт, Михалина Ольшанска, Филипп Рейнхардт и Мария Кожевникова.
В ноябре в российский прокат вышла последняя картина Веры Глаголевой «Не чужие». Это своеобразный женский ответ на «Нелюбовь» Звягинцева, снятый по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой «Глиняная яма».
Поиск героя в отечественном кинематографе не останавливается с 80‑х. Тема маленького человека удается несказанно лучше. Приз зрительских симпатий на «Кинотавре» этого года получила драма Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Еще до выхода фильма на большие экраны в сентябре слухи о нем сильно интриговали: «злободневный, про Кирилла Серебренникова», «исторический, про молодого Льва Толстого», «модный, с музыкой Басты», «самый важный фильм «Кинотавра». Но вообще фильм красен Василием Шабуниным в исполнении Филиппа Гуревича. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели» и до сих пор неравнодушны к страданиям «униженных и оскорбленных». Это наш, русский, крест, наш путь. И да - наконец мы видим Льва Толстого не седовласым мудрецом, а мужчиной в самом расцвете сил. Еще один важный фильм - «Сердце мира» Натальи Мещаниновой. История ветеринара Егора, сыгранного соавтором сценария и постоянным актером Натальи Степаном Девониным, о которой можно сказать строками Есенина: «Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». Гран-при «Кинотавра». Еще из отечественной кинопродукции стоит упомянуть сериалы «Садовое кольцо» Алексея Смирнова, «Ненастье» Сергея Урсуляка, рэп-мюзикл Валерии Гай-Германики «Бонус», комедийный сериал «Домашний арест», снятый Петром Бусловым по сценарию Семена Слепакова.
В год 200‑летия знаменитого романиста экс-редактор отдела науки и культуры «УГ» Анна Хрусталева написала сценарий документального фильма «Иван Тургенев. Русский европеец». Картина снята в поддержку одноименной передвижной выставки Государственного музея А.С.Пушкина, которая уже объехала 13 стран Европы. Часто спрашивают: почему музей Пушкина, а фильм про Тургенева? Потому что Дом-музей Тургенева на Остоженке - филиал ГМП. Премьера состоялась на Красной площади. Фильм - участник Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» в Коктебеле, открывал программу фестиваля «Русский Рим» и завоевал главный приз Международного фестиваля «Отцы и дети» в Орле. Производство: Государственный музей А.С.Пушкина при поддержке фонда «Русский мир». При создании фильма использованы в том числе кадры из классических экранизаций, а также экспонаты Дома-музея Тургенева на Остоженке и заповедника «Спасское-Лутовиново», в том числе мемориальные.
Каннский фестиваль в этом году представил Годара, Гиллиама и фон Триера. Много там было и других интересных имен, но эта троица особенно знакова. Жан-Люк Годар, мэтр «новой волны» в 50‑х, представил в «Основном конкурсе» полуторачасовую авангардную инсталляцию, действие которой разворачивается в одной из стран Среднего Востока, где не находят нефть. В фильме нет актеров, но есть рассказчик, он зачитывает фрагменты из книги. Ларс фон Триер, до сих пор пребывающий в статусе «персона нон грата» после выходки с Гитлером, представил новый триллер «Дом, который построил Джек» про Джека-Потрошителя, роль которого сыграл Мэтт Диллон. Мэтр-мизантроп сокрушался, что с его показа ушло слишком мало народу… Тем временем картина как раз вышла в российский прокат. Судя по трейлеру, это очень круто.
«Человек, который убил Дон Кихота», возможно, самое примечательное кинособытие года. Это долгострой, снимавшийся Гиллиамом в течение 30 лет. Фильм представляет собой грандиозное динамичное зрелище, игровое переосмысление первоисточника, ладящее с духом книги. Тоби Грисон (Адам Драйвер), работающий в рекламе, снимал на заре своей карьеры короткометражный фильм по Сервантесу. В фильме сыграла также русская актриса Ольга Куриленко.
Новая работа Спайка Ли тоже стала событием. Это плотно спаянные комедия и политическая драма с намеком на триллер в некоторых моментах. Америка, 1970‑е. Расцвет блэксплотейшна, пик активности «Черных пантер» - радикалов, призывавших к вооруженному противостоянию расизму, а еще период третьего рождения Ку-клукс-клана, расистской и антикоммунистической организации, основанной еще в 1865 году. Перед показом в Каннах режиссер устроил 20‑минутную презентацию, обращенную к Америке и Дональду Трампу: «Это ерунда, что это касается только Америки, но всего мира, и нам нужно проснуться, и мы не можем молчать. Это касается не белых, черных, коричневых, а всех нас. Мы живем на этой планете, и у этого парня в Белом доме есть код к ядерному оружию».
Отдельного упоминания достоин режиссерский дебют Пола Дано «Дикая жизнь». Напомним: Пол Дано играл в шедевре Пола Томаса Андерсона «Нефть». Это экранизация романа лауреата Пулитцеровской премии Ричарда Форда. История 16‑летнего парня, переживающего размолвку родителей. В главных ролях - Джейк Джилленхол и Кэри Маллиган. Премьера состоялась на фестивале «Сандэнс» - ежегодной кузнице независимого кино.
«Собачий остров» Уэса Андерсона также стал событием. Хотя многие поклонники режиссера отмечают, что «Бесподобный мистер Фокс» все же лучше.
После шести лет молчания в кино вернулся Брайан де Пальма со шпионским фильмом «Домино».
Из зарубежных сериалов важно упомянуть «Патрика Мелроуза» с Камбербэтчем про аристократа-алкоголика, мини-сериал «Острые предметы» с Эми Адамс про журналистку, испытывающую творческий кризис и занимающуюся журналистским расследованием убийства одной девушки.
Этот ряд фильмов кажется бесконечным - всего, безусловно, не упомнишь, а если и постараешься, не разместишь на газетной полосе. Утешим себя тем, что каждый список хорош позициями, которые в него добавит читатель.