​Продолжение. Начало в №5, 9, 13, 17, 22, 26, 31, 35, 42, 44, 48 за 2018 год

И однажды, когда все трудности пройдут, когда вся эта безобразная чушь пропадет, откроется самая ценная, нужная и такая желанная истина. Слово за словом, строчка за строчкой, статья за статьей я каждый раз как будто разбираюсь в себе, подвожу итоги своих действий, делаю выводы. Я начинаю понимать, что происходит вокруг меня не только на работе, но и в окружении.
И я не жалею ни об одном своем шаге.

20.11‑23.11
Каникулы проходят гораздо интереснее, когда все это время занимаешься развитием своих учеников. Москва - город образовательных возможностей, и здорово, что есть возможность посещать музеи и выставки не только с точки зрения эстетического наслаждения, но и с точки зрения познавательного развития.
Музейные квесты, олимпиады в парках, ориентирование на местности - прекрасный способ отдохнуть и рассказать детям что-то новое.
Но ведь не может все происходить легко и просто. Конец триместра. Выставление отметок.
Каникулы.
Новая рабочая неделя начинается не так гладко, как хотелось бы. Пропустил обучение по корпоративной почте.
Педсовет. Разговор о том, каким будет ученик будущего, какими должны стать школа и учитель.
А дальше… что-то знакомое я слышу… Конвергентность, сшивание предметных областей, предметов, как должны поменяться рабочие программы, что должно поменяться в содержании образования и как это повлияет на качество…
Это же мои идеи. Мои мысли.
Приятно быть полезным. Быть ресурсным и знать, что все-таки я не чушь несу. Но можно хотя бы было подойти и привлечь меня к подготовке педсовета.
Меня радует тот факт, что я за короткий срок что-то смог донести.
24.11
Рабочая суббота. Отдельная история. Суббота по договору является рабочей. Почему? Для того чтобы работников не принуждать выходить работать в свои выходные дни на работу. А тут уже четко все прописано. Как оплачивается? Никак. Отгулом. Когда отгулять? Никогда. Или когда получится, если получится.
Ну а я пока отработаю разносчиком воздушных шариков. Это так очаровательно - шариком дарить радость будущему ученику школы.
Ждешь окончания этого мероприятия, чтобы наконец-то отдохнуть. В кино, за просмотром чудесного фильма.
Последние полгода у меня появилась традиция - каждую пятницу ходить на премьеры фильмов в кино. Ничего более чудесного и расслабляющего, кажется, не может быть.
Но жизнь всегда вносит коррективы, и приходится иногда под это подстраиваться.
27.11
А может, «три» или все-таки «пять»?
Впервые я работаю в классе, где классным руководителем является заместитель директора. Да еще и ребенок главного управленца школы учится в нем же. Два в одном. Прямое попадание в яблочко.
Класс с полным ощущением собственного превосходства. Изучает колким взглядом, проверяет на прочность срывами дисциплины. Интересная штука.
Устно отвечать не можем, отметка «три», вопросы заместителя.
«А у меня они так себя не ведут. Да и родители в шоке от отметок. Я приду к вам на урок».
Никогда не жалко.
Урок. Работаем. Изучаем. Делаем выводы. И урок получился хороший.
«Вы почему до сих пор не запомнили детей? А зачем вы сделали так?.. А почему у девочек лежали лишние вещи?»
На самом деле и правда непонятно, почему дети не знают порядка на уроках, почему не знают, что должно лежать на парте. Так странно на это обращать внимание в третьем классе.
А то что отличницы целый урок могут хохотать, тоже непонятно. У меня, видимо, стереотип, что отличницы на уроках знают, как надо и как неправильно.
Сообщение на телефон: «А у нас нормальная отметка может выйти по окружающему миру?» Странный вопрос от педагога, да еще и самого главного. Мне все равно, чей это ребенок. Но если он не может связать грамотно устный ответ на «5», тут даже «4» - подарок.
Вдох - выдох.
Классный руководитель предлагает обсудить отметки за триместр. Уверен ли я в выставлении отметок - тот вопрос, который обескураживает. Но продолжение убивает наповал: «А может, все-таки подумаете?»
Но меня не переубедить. Я полностью уверен в каждой отметке, которую я выставляю.
Соглашаться на класс, в котором есть дети коллег или школьных верхов, больше не буду.
28.11‑30.11
Заключительная неделя ноября. Остается месяц, и наступит самый волшебный и сказочный праздник - Новый год!
Неделя и правда сложная. Три дня открытых уроков для родителей. Нет, я не боюсь, когда ко мне приходят. Я кого угодно рад видеть в любое время, на любом уроке и в любом количестве.
К урокам я всегда готов и знаю, что готовы дети.
Есть плюсы и минусы в дне открытых дверей для родителей.
Родители могут увидеть своих детей в работе, увидеть учителя. Это и обратная связь. Учителю нужен взгляд со стороны, чтобы увидеть то, что, может быть, он просто не замечает.
Конечно, это огромный стресс для учителя. Как в зоопарке. Пришли посмотреть. Ох, можно мне прийти посмотреть, как работает врач?
А уж администрация показывается с самых «лучших» своих сторон. Приходят на уроки без предупреждения и согласования. Смешная ситуация. Коллега говорит, что руководитель подразделения ходит по урокам. Тут я смекаю, что у меня следующий урок окружающего мира в том самом классе. И со 100%-ной уверенностью, что ко мне придут, иду на урок. И… барабанная дробь… у меня проверка на уроке. Так грустно и смешно. Но урок проходит на одном дыхании. Работаем слаженно и с удовольствием.
Выкладываюсь за три дня по полной.
Результатом я полностью доволен. Детки показали то, чему я научил их, показали дисциплину и умение работать. Отзывы родителей тому подтверждение.
А тем временем суббота через неделю будет снова рабочей, и нужно будет даже что-то придумать, что я буду проводить…
3.12
Последний месяц. Нужно чуть потерпеть.
Я заметил, что часто стал использовать выражение «чуть-чуть потерпеть». Как же это плохо… терпеть.
Первый раз за две недели я попадаю на совещание.
Информации полезной процентов двадцать. Все остальное - потраченное время. Я мог бы проверить тетради. Нерациональное использование времени.
Поручения:
- придумать что-нибудь современное для фестиваля в субботу (или же будете назначены ответственным за определенный вид деятельности);
- выставка старинных елочных игрушек.
И это все.
Ничего не придумывается, пусть назначают.
Посмотрим, что мне выпадет.
4.12
А чем пишете вы? Мелом? Тогда мы идем к вам.
С появлением интерактивных досок и планшетов наши угрозы ученику писать пальцем сбылись.
Правда, чаще всего пишут учителя. Когда мы пишем на бумаге, у нас несколько точек опоры для нашей кисти, поэтому мы можем контролировать высоту букв, интервал, аккуратность, нажим.
Что же получается при использовании досок МЭШ? Рука висит в воздухе. Писать стилусом ровно и аккуратно не представляется возможным.
Спустя время я обнаружил, что писать… эм-м-м… пальцем удобнее!
Я могу почти так же контролировать процесс письма.
А что касаемо детей… Их уже не вызовешь к доске. Кривизны и грязноты хватает и в тетрадях.
На доске, я считаю, должен быть образец того, как нужно писать. Особенно в первом классе.
Ну а мы работаем. Ищем удобные варианты и все равно выходим к доске, пишем, рисуем.
5.12
Продолжаем. Жду, когда же мне сообщат, что я буду делать в субботу.
Итак, конструирование из шариков пластилина и трубочек. И правда, очень современно. Надо придумать, как это сделать классно и здорово. И есть задумки, как превратить глупость в шикарную методическую разработку.
А дни проходят друг за другом. Жду уже новогодних праздников. Хочется отдохнуть от всего этого бреда.
Уроки. Уроки. Уроки.
Бесконечные сообщения в чатах.
Постоянные дежурные ответы.
«Как вы себе это представляете?»
«Как вы сами думаете?»
«Вы отвечаете».
«Вы должны, а я не должна…»
И вот думаешь, что лучше решить все самому. Раз никто себе ничего не может представить.
22.00. Звонок от заместителя директора.
Ребенка из моего класса не забрали с продленки. Быстро связываюсь с родителями. Узнаю, что получилась форс-мажорная ситуация. Рассказываю, что ситуация вопиющая, что ребенка нужно забирать вовремя согласно договору, что могут подключить социальные службы, что ребенок брошенный.
Улаживаем вопрос.
Новый звонок от заместителя.
«Вы, видимо, хотите быть другом родителей? Вы можете решить все проблемы сами?! У вас школа всегда плохая! Почему у вас родители с вопросами обращаются к вам?!»
Да! Я могу решить проблемы, зациклить их на себе и не выносить вопросы в администрацию и за школу! И это плохо! Почему? Значимость заместителей уменьшается в разы.
Спокойной ночи, Вячеслав Олегович!
6.12
Стоит ли переживать о том, чего нельзя изменить? Оказаться виноватым в решении вопросов внутри класса, в том, что не придумал «что-нибудь для фестиваля», и тому подобное. Везде и всюду всегда будешь виноватым. А все почему? Потому что ответ на все «а как вы это себе представляете?». Я не могу изменить школу, изменить ее порядки, изменить сознание управленцев. Скорее всего, именно по причине того что я пытаюсь хоть что-то исправить, а не спрашивать на совещании, есть ли какие-то предложения, как исправить и повысить качество образования, меня так неохотно выслушивают и принимают мои идеи. Я как кость в горле. Лезу туда, куда не надо. Но я не могу иначе. Мне нужно дойти до самой сути каждого вопроса.
И мне отрадно, что все мои мысли оказались здравыми, раз уж ими воспользовались.
Близится день фестиваля…
8.12
Просыпаюсь от острой боли в желудке. Понимаю, что не смогу отработать никак с такой болью. Звоню начальству, хотя понимаю, что меня не отпустят. Но попытка не пытка. Все тот же ответ. А дальше фраза, что я должен напиться таблеток, собраться и прийти. Это ваш рабочий день.
Чертыхаясь и злясь на всех вокруг, я собираюсь в путь. Не проблема. Отработаю.
А в школе тем временем уже пустили слух, что я «слился». Вот здорово. Вот так мнение.
Специально созываю к своему мастер-классу по конструированию как можно больше народу. Успех! Детишкам и взрослым нравится. Ведь задумка-то моя. Скучный пластилин превратился в реальный конструктор. Правда, современностью тут и не пахнет.
Фестиваль проходит скучно. И время тянется, как жвачка.
Считанные минуты до конца, быстро собираюсь и мчусь на прогулку. В этот раз поход в магазин «Мега». Пора готовиться к Новому году.
10.12‑14.12
…Это как затишье перед бурей. Неделя проходит гладко, без скандалов, тихо. Везде ждешь какой-то подвох, что кто-то выпрыгнет или сделает какую-то подлость. Вот оно как - работать в школе. Ждать чего-то нехорошего от своих же коллег.
Хотя есть совершенно адекватные и преданные своему делу люди. Они открыты, улыбчивы, готовые помочь и даже искренне улыбаются. Ну а с остальными и не надо, видимо, общаться и разговаривать. Пусть так. Косые взгляды, надменные улыбки, колкости в след.
Каждый учит чему-то.
На регистрации на педсовет пишу в графе «профессия» «учитель». На что получаю ответ, полный желчи: «Какой же ты учитель? Ты пока интерн. Вон Марьванна пять лет работает у нас и до сих пор еще не учитель».
Недоумение. Разве так шутят?
Как же хочется найти или создать свой коллектив! Где все будут друг за друга грудью, без гадостных шуток, без мерзких сплетен.
Начал пересматривать «Властелина колец» и пришел к мысли, что многие учителя выглядят сейчас, как Голлумы. Они за кольцо (за копеечку к зарплате) готовы задушить голыми руками.
Не хочу это видеть. Грустно это все.
В нагрузку мне добавился надомник с диагнозом ДЦП. Созваниваюсь с мамой, пишу расписание, договариваюсь о первых занятиях. Очень приятные мама и ребенок. Их история повергла меня в шок. Школа не давала им учиться даже дома. Ребенок два месяца ждал учителей.
Созвонился с прежним классным руководителем, чтобы уточнить некоторые вопросы. «Она неадекватная и наглая мамаша!» - ответ учителя со стажем и множеством регалий.
Ступор. Разве такое может быть?
Куда делась наша человечность?
Мне не понять это.
17.12‑21.12
Совсем быстро проходят дни. Остается каких-то десять дней, и будет Новый год. Только бы выдержать.
С надомником учимся, не торопясь, шаг за шагом. Мама довольна нашими успехами. Ребенок каждый раз все активнее и активнее. Молодец.
Ученики класса тоже стараются. Правда, дисциплина для них понятие абстрактное. Многие из них еще пребывают в зоне игровой деятельности. Справимся и с этим!
Планы меняются, появляются какие-то курсы, на которые надо ходить.
Надо развесить новогодние украшения для оформления школы. Мне. Учителю. Лазить по потолку, чтобы их повесить. Вдох - выдох. Все нормально. Все хорошо.
План максимум к среде выполнен:
1. Украшения развешаны.
2. Кабинет украшен.
3. На курсы сходил.
4. С надомником позанимался.
А четверг стоит посвятить маме. Так давно не виделись с ней. Так хочется пройтись с ней по городу, поболтать и быть просто счастливым. Не думать о том, что же предстоит еще сделать…

Осталось совсем мало дней этого года. И уже не хочется думать о рабочей суете. Не хочется подводить никаких итогов. Хочется просто забыть все плохое. Перешагнуть через него в лучшее.
Я поменялся за этот год. Поменялось отношение к работе. Увидел все стороны образовательного процесса. И хочется верить, что я вырвусь из этого плена.
Ну а пока…
Работаем дальше.
24.12
Будет новый день, откроется новая страница. Сейчас уже не хочется думать ни о чем плохом. Надо радоваться мелочам - прогулкам под снегом, кофе с хорошими друзьями, провожать до вокзала, планировать Новый год и делать замечательные подарки. А работа всегда останется работой. И сколько бы ты души в нее ни вкладывал, никогда не получишь от нее отдачи.
Вот и завершился мой дневник. Я ответил себе на вопрос, что же дальше. А дальше - новые проекты, новые открытия, новые свершения.
С Новым годом, читатели!

От редакции

Как вы считаете, уважаемые читатели, надо ли нам продолжать публиковать дневник Вячеслава Агеева? Независимо от принятого редакцией решения он все равно будет продолжать его вести.