«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал»
И все-таки французский дух здесь не испарился, сохранился да и, пожалуй, укоренился. Дети, которые оканчивают обучение в билингвальной секции, могут также получить аттестат от посольства Франции, под патронатом которой работает гимназия. И это дает им право поступать не только в российские вузы, но и в университеты Франции. «Англичанка» Светлана Ильина, которая возглавила гимназию в 2007 году, не просто сохранила «французское» прошлое школы, но и дала новое дыхание теме изучения иностранных языков с учетом современных вызовов. Организовала, в частности, на базе гимназии функционирование Самарской международной школы - единственного в Поволжье общеобразовательного учреждения, которое реализует стандарты IB (International Вaccalaureate - международный бакалавриат). Оно имеет международную авторизацию как в начальной школе, так и в старших классах. Диплом бакалавриата принимают в 150 странах мира. Единый международный стандарт позволяет ученикам, не выезжая за рубеж, где обучение стоит очень дорого, осваивать различные международные программы. Здесь работают преподаватели из Франции, Англии, США, Австралии. Пять лет назад она стала Ассоциированной школой ЮНЕСКО. Важно, что вне зависимости от того, по какому стандарту идет обучение - международному или только российскому, - выпускники демонстрируют достойные баллы по всем предметам. Кстати, ученики и родители сами выбирают режим обучения в пользу пяти- или шестидневной учебной недели. Вне зависимости от ее продолжительности школьники обучаются только в первую смену.
В одном из трех зданий именитого образовательного учреждения, где когда-то начиналась его жизнь, высокие потолки и крутая лестница. Все признаки старинной постройки, причем в стиле модерн, весьма характерном для городской архитектуры Самары начала ХХ века. Не случайно шесть лет назад в городе появился музей модерна. Исторический особняк в центре Самары - памятник архитектуры в Списке объектов культурного наследия, принадлежал крупному самарскому домовладельцу и книготорговцу Соломону Гринбергу. Здесь позднее по указу Николая II был открыт в 1911 году учительский институт для подготовки преподавательниц начальных училищ. Первыми студентками стали «девицы благородного происхождения и поведения». С тех времен в здании, где теперь расположена начальная школа, над входом сохранился характерный для стиля декор: тимпан фронтона украшен рельефом, изображающим двух мальчиков в окружении цветочных гирлянд, держащих картуш с инициалами владельца «СГ».
В здании на улице Степана Разина, уже с другой историей (постройка начала 50‑х годов ХХ века), практически восстановленном из руин, каждый этаж имеет свое учебное направление. На четвертом расположились технари, математики и физики. Третий - для историков, обществоведов, биологов. Здесь же музей, созданный учениками и сотрудниками к 70‑летию Великой Победы. На втором, лингвистическом, расположены тематические учебные комнаты. Они оформлены в стиле той или иной страны, например Англии или Франции. Дети изучают язык в максимально комфортной обстановке, в формате живого общения с учителями - его носителями, например с Лео Моро, преподавателем из Франции, вместе смотрят фильмы в оригинале, разыгрывают сцены в спектаклях, снимают и монтируют видео.
Все пространство школы вдохновляет. Новогодняя тема как доминирующая в декабре вызывает особые эмоции, отправляя тебя в «страну чудес». В холле четвертого этажа увлекательная выставка, посвященная Эльдару Рязанову (он родом из Самары) и его фильмографии. Рядом - открытая библиотека. На переменах можно почитать интересную художественную литературу или полистать энциклопедию, посмотреть в коридорах репродукции известных картин, стенды с познавательной информацией об исторических личностях, прочитать фразы дня на иностранных языках, в специальной рекреационной зоне поиграть в настольный теннис, после уроков подкрепиться и пообщаться с одноклассниками в большом и светлом кафе.

Хороший дирижер держит партитуру в голове
Академик Александр Асмолов назвал «Успешную школу» конкурсом симфоний. «Любая партия в ней невероятно важна, - считает сопредседатель жюри конкурса, - а дирижер превращает все это в уникальное произведение».
Симфония - крупное музыкальное сочинение из трех, чаще четырех частей, разных по характеру, настроению, темпу, но с общей темой, в переводе с греческого означает «созвучие». Добиться этого в педагогическом коллективе - большое искусство и огромный труд. На конкурсе прозвучала педагогическая симфония номер три, назовем ее образно так, не только следуя логике высказывания ученого, но и потому что некоторые симфонические шедевры великих композиторов имели название или эпиграф: «Пасторальная» Бетховена, «Патетическая» Чайковского, «Фантастическая» Берлиоза, «Неоконченная» Шуберта и другие. И исполнена она была под управлением «дирижера» - директора гимназии №3 Светланы Ильиной ярко, выразительно, впечатляюще. Кстати, такое сравнение здесь вполне уместно, ибо по природе своей Ильина - человек и в музыкальном отношении весьма одаренный. У учителя английского языка по базовому педагогическому образованию за плечами музыкальная школа. Сочиняет песни, поет, играет на фортепиано. А музыка, по мнению известного ученого из Санкт-Петербургского университета доктора биологических и филологических наук Татьяны Черниговской, как сложная когнитивная деятельность оказывает сильное влияние на интеллект человека, развивает у него необходимые для сложной работы качества: упорство, организованность, выносливость, системность, не говоря уж об интуиции, воображении, креативности. Все это очень пригодилось Светлане Сергеевне, когда престижную «французскую» гимназию с высокими федеральными рейтингами объединили со школой, дававшей 60% двоек по ЕГЭ. Оказалось, что многие высококвалифицированные учителя с 20‑30‑летним стажем не готовы «работать с таким контингентом» и вскоре они перешли в другие успешные образовательные учреждения города.

Колесо баланса и мировое кафе
Предстоял капитальный ремонт здания присоединенной школы, облагораживание прилегающей территории. Нужно было практически с нуля воссоздавать некоторые помещения. Нужны были новые кадры. Ждала работа «на два, а далее на три корпуса», и главное - предстоял неизбежный поиск таких технологий управления, благодаря которым можно проектировать новую архитектонику образовательного пространства. Причем, как подчеркивает сама Светлана Сергеевна, на принципах открытости, справедливости и равенства возможностей. Она понимала тогда, что копировать прошлый опыт управления уже невозможно. Требовались новая философия гимназии, обновленная миссия. Здесь на помощь пришел ее лидерский потенциал. И как хороший дирижер, который держит всю партитуру в голове, она, как хороший директор, мобилизовала все резервы и ресурсы собственного опыта, приобретенные на тот момент жизни навыки и компетенции и пошла дальше, обратившись к примерам успешного менеджмента за пределами школы. Получилось! Смогла ввести в арсенал руководителя новые технологии и методы выявления внутреннего потенциала коллектива! В гимназии появились технологии SWOT-анализ, «колесо баланса», «мировое кафе». Они, как известно, эффективны в управлении изменениями, в разработке инновационных решений и нестандартных подходов. Их преимущество состоит в том, что они вовлекают в совместное обсуждение большое количество участников образовательного процесса. Так, «колесо баланса» помогло выстроить ведущие направления работы гимназии, оценить их эффективность с точки зрения администрации, педагогов, родителей, учеников. Легко ли было директору Ильиной пройти через несовпадение позиций среди коллег, преодолеть неизбежные противоречия и трудности? Сложно! Но это дало материал для анализа зон комфорта и зон роста коллектива. В самом деле, взять в руки дирижерскую палочку, как известно, еще не значит стать дирижером. Потому директор и мотивировала педагогов к такому исполнению своей партии в этой педагогической симфонии, которое соответствовало бы звучанию других инструментов. При этом не менее важному и значимому в общем оркестре, чем первая скрипка.

Пеликаньи крылья и инновационные технологии
Опыт лидерства Светланы Ильиной не случаен. Она прошла не одно профессиональное состязание в своей жизни. Были победы, но случались и поражения, которые не останавливали упорную и сильную женщину в ее желании идти вперед, смотреть в будущее. «Учитель года России», «Директор школы». И снова рывок, новое детище - Самарская региональная общественная организация «Клуб «Учитель года», которую неуемная Ильина официально учреждает в 2007‑м, чтобы изучать, использовать, перенимать, трансформировать то ценное и нужное, что дают конкурсы, открывать для педагогов своей гимназии лучшие педагогические практики страны. Не менее интересной стала и методика работы с административным коллективом. Ильина уверена, что здесь должен преобладать проектный подход, благодаря которому управленец сосредотачивается на достижении конкретной цели. А для того чтобы дело было сделано, директор предлагает японскую технологию, при которой исполнитель собственноручно, публично «дает обещания» и фиксирует их на «канбан-доске». Весь процесс работы над любым проектом наглядно отражается с помощью стикеров: их цвет соответствует функционалу заместителя, а текст отражает поэтапный ход реализации проекта. Подобная методика руководства переносится и на организацию предметных объединений учителей, и на проблемно-творческие лаборатории (ПТЛ), которые появились в гимназии в последнее время. И снова оригинальное использование зарубежной технологии коворкинга (coworking - «совместная работа»), придуманной американским программистом Бредом Ньюбергом еще в 2005 году. Ее трансформировали в своеобразное «инновационное конструкторское бюро». Педагоги разных профилей и предметных областей вместе вырабатывают здесь универсальные навыки и общие подходы в обучении и воспитании гимназистов. А чтобы дополнить внешние курсы повышения квалификации внутренними, с приглашением известных педагогов-новаторов, практикующих технологию коучинга, в гимназии создана «Академия К». На помощь пришли и сетевое взаимодействие с коллегами из успешных образовательных учреждений, и, разумеется, деятельность Клуба «Учитель года». А главная миссия «просвещенного пеликана» согласно девизу клуба - расширение пространства общения со звездными учителями не только самарского региона, но и страны.

P.S. Двенадцатый по счету, традиционный декабрьский семинар «просвещенных пеликанов» с участием звезд педагогического олимпа, победителей профессиональных конкурсов «Учитель года» завершился в Самаре неделю назад. И оказался триумфальным по многим показателям: по количеству участников, содержательным эффектам, резонансу в педагогическом сообществе, в СМИ. В первый день гимназия №3 приняла около четырехсот человек. Здесь шли открытые уроки со старшеклас­сниками в необычном формате. Учебным кабинетом стал зал для школьных праздников, а участниками сценических уроков были не только ученики, но и учителя, родители, гости, журналисты. На известной в Самаре театральной площадке окружного Дома офицеров на более чем тысячу мест, где на следующий день уже для педагогической общественности области и других регионов давали свои мастер-классы «большие и малые пеликаны» Артур Заруба (1992), Олег Парамонов (1993), Сергей Кочережко (2015), Александр Шагалов (2016), Алихан Динаев (2018), призер Юрий Клюев (2018), состоялся настоящий аншлаг. Полный зал зрителей! Никто не покинул его до финального мажорного аккорда - заключительного слова Светланы Ильиной, организатора и автора сценария этого большого профессионального действия под названием «Педагогическая гавань». Да, не только морским кораблям, но и учителю хорошо бы иметь место, защищающее его от ненужных «ветров и волн», пространство надежности, дружелюбия, свободы и выбора, которое ему дает силы для творческого роста. Таким местом, несомненно, и стала эта педагогическая гавань на берегу Волги в декабрьские дни уходящего года. Это ли не свидетельство высокого авторитета талантливых учителей, мастеров-профессионалов, получивших статус победителей профессионального конкурса «Учитель года России»? Это ли не пример общественного признания того, что все эти годы самарские клубники делали для образования Самарской области, в том числе и как организаторы этого вдохновляющего семинара? Это ли не очередная победа его явного лидера Светланы Сергеевны Ильиной, директора той самой «французской» гимназии №3, которая в уходящем 2018 году стала абсолютным победителем конкурса «Успешная школа»? Вариант ответа на любом языке, несомненно, один. Да! Yes! Oui!

Самара