Лед и пламя
Для педагогов небольшой школы в сельском поселении Николаевка, которая находится если и не в шаговой доступности, но точно у подножия действующего Авачинского вулкана, восхождение к его вершине стало чем-то большим, чем необходимая физическая подготовка. Конечно, без нее не обойтись, ведь в это увлекательное и в то же время сложное путешествие наверх школьная и учительская команды, как и многочисленные туристы из разных городов России, отправляются традиционно в августе, когда здесь празднуют День вулкана. Сотни людей поднимаются на вершину, превозмогая усталость, как в массовом забеге. Только здесь между стартом и финишем открываются невероятные пейзажи. Главный мотив - не пробежать дистанцию любой ценой, а покорить настоящий вулкан. Вот и николаевским ученикам школа предлагает не пробежать, а осмысленно пройти свой путь к открытию мира науки и искусства, чтобы найти свое призвание, покорить свою вершину, одержать победу над собой.
Николаевская средняя школа одна из старейших на Камчатке. Она была открыта в Елизовском районе ровно 95 лет назад. А само поселение имеет еще более давнюю и интересную историю. Николаевка основана русскими переселенцами, прибывшими на Камчатку в середине ХIХ века по указу царя Николая I. Основателями села считаются семьи Черноноговых и Брикаловских, потомки известных фамилий и ныне живут и трудятся на благо родного поселка. Здесь расположен один из старейших храмов Камчатского края постройки конца XIX века.
Сама территория Елизовского района Камчатского края, на которой находятся Николаевка и Сосновка, удивительна по красоте и разнообразию географического ландшафта. Здесь расположены 20 из 29 действующих вулканов Камчатки. А их всего в крае, по разным источникам, около 300. Характерные пейзажи рельефа поражают воображение: глубокие каньонообразные долины рек с большим количеством порогов и водопадов. Крутые, почти отвесные склоны гор, горячие источники и кипящие гейзеры, ледники. Бок о бок «лед и пламя», рядом такие разные и такие близкие. На Камчатке кажется особенным все, даже малкинская минеральная вода здешнего месторождения, не уступающая по всем параметрам грузинскому боржоми. Не говоря уже об икре разных сортов и видов, о тихоокеанском лососе, его разновидности - самой крупной рыбе чавыче, средний размер которой доходит до метра, о крабах и других морепродуктах здешнего улова.
Николаевское сельское поселение отметило в этом году 160‑летний юбилей. Неотъемлемая составляющая истории этого удивительного места, «откуда начинается Россия», - сельская Николаевская школа, начавшая свою жизнь на год раньше «Учительской газеты», в 1923 году. Позади многие годы созидания, развития, преодоления трудностей. И за всем этим стоят достойные люди - Алексей Яковлевич Малахевич, Марья Даниловна Корякина, Юрий Алексеевич Макаров, Александр Иванович Давиденко, которые оставили добрую память, внесли свою лепту в становление этого образовательного учреждения, находящегося в зоне уникального парка вулканов в самой восточной части России.

Дети спасают рыб
Уютное здание. Маленькая сельская школа. Кому-то, быть может, оказавшись в ней впервые, не легко сразу осознать масштаб ее деятельности и причину побед, наград, число которых в самом деле для такого небольшого коллектива весьма внушительно. Но только не нам, «Учительской газете», которая узнала об этой школе не сегодня и даже не во время первого Всероссийского конкурса «Успешная школа» в 2016 году, когда она оказалась в числе победителей. Наше знакомство началось с самого главного - с детей, которых мы увидели на Всероссийской акции «Я гражданин России». Николаевские школьники тогда, пять лет назад, защищали свой реально выполненный социальный проект - настоящий, подлинный, отвечающий всем правилам и технологиям его проведения. Как организаторы и члены жюри в 2013 году, мы были поражены не только взрослостью темы проекта, посвященного восстановлению николаевского нерестилища (это был скорее уровень серьезного научного исследования!), но и степенью глубины изучения проблемы, конкретикой в рекомендациях, в предложениях способов ее решения.
С тех пор прошло пять лет, отдаленные результаты налицо: сегодня возросла популяция ценных видов лососевых рыб, их численность значительно увеличилась. Ребята восстановили естественные пороги, а также устранили преграды на пути миграции рыб. Появилась новая зона отдыха для программ экологического просвещения людей и экологического туризма. Акция по спасению рыб не единственный проект, выполненный ребятами. В школе это серьезно выстроенная система социализации детей через проектную деятельность. За последние пять лет силами учеников с первого по одиннадцатый класс реализовано около пятидесяти проектов, при осуществлении которых они активно про­явили себя в системе общественных отношений, приобрели навыки планирования своей деятельности, реализовали творческие способности. Школьники смогли на родной территории реально изменить ситуацию к лучшему: создали кинозал, построили детскую площадку и восстановили лыжную базу, привели в порядок остановки общественного транспорта, установили памятный знак основателям села, восстановили школьный тир, привели в порядок нерестовую речку, реставрировали памятник односельчанам - участникам ВОВ. Школьная команда «Ника» стала участницей первого международного фестиваля «Гражданин» в Вашингтоне.

К вершинам мастерства
У педагогов Николаевской школы есть кредо, которому они следуют неукоснительно: успехи и профессиональное развитие учителей стимулируют социализацию учеников. Истина проста. Развивается педагог, будет развиваться ученик. Что для этого делает администрация школы, новый директор, энергичная Ольга Муравьева, серьезно настроенная на прорывы и высокие достижения, и команда ее таких же боевых, мобильных, креативных замов - Татьяна Ревенок, Светлана Локтева, Инна Соколова, Владимир Давиденко, Михаил Макаров? Во-первых, они сами постоянно повышают свою квалификацию, участвуя в профессиональных конкурсах, стажировках, обучающих семинарах, научных конференциях в крае, за его пределами, за рубежом. Пример заразителен. За ними идут педагоги. Сегодня каждый учитель имеет более 300 часов курсовой подготовки, включая федеральные. Возможно ли это? «Да, - уверенно отвечает на мой вопрос Инна Соколова, заместитель директора по инновациям, - если в школе создана ситуация полной вовлеченности учителя в систему повышения его квалификации». Она рассказала, что поездки на курсы занимали много времени, поэтому появилась идея, не отрывая учителей от «производства», наладить процесс их профессионального и творческого роста внутри самой школы. Как среди поднимающихся на вершину вулкана есть люди с разной степенью альпинистской закалки, так это надо учитывать и в школе, давая разноуровневые инновационные «нагрузки», определяя динамику и темпы выполнения поставленных задач. Вначале сделали упор на такого учителя, который был готов к происходящим переменам, к новым акцентам в работе с детьми для развития у них метанавыков ХХI века и таких качеств, как самостоятельность, самокритичность, готовность к взаимодействию, толерантность и др.
Настроившись на такую волну, мобилизуя все возможные ресурсы, школа стала приглашать к себе известных специалистов, методистов, ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Амурского областного института повышения квалификации.
Не выезжая за пределы своей маленькой сельской школы, учителя стали получать ценные теоретические и практические советы на семинарах доктора педагогических наук историка Андрея Иоффе, на лекциях Ирины Добротиной, кандидата педагогических наук из Российской академии образования. Николаевская школа не раз принимала у себя известных звездных педагогов. Мастер-классы Олега Парамонова, Сергея Кочережко, Андрея Сиденко, абсолютных победителей конкурса «Учитель года России» разных лет, - живая новаторская практика, уникальная школа мастерства. Очные и заочные курсы, методические объединения, обмен практическим опытом, школа молодого специалиста, система наставничества, кураторская методика - все это обеспечило практическую поддержку инновационной деятельности школы. Чего бы не произошло без лидерской позиции тех, кто взял на себя ответственность вместе с учениками и учителями, родителями идти вперед, осваивать вершины науки и искусства.

Справа - океан, слева - вулкан
Можно смело сказать, что практически все учителя Николаевской школы активно вовлечены сегодня в конкурсную педагогику, принимают участие в профессиональных соревнованиях на муниципальном, краевом и российском уровнях. И есть результаты! Юлия Анчиполивская - финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2013 году, Оксана Дейнекина - лауреат краевого конкурса в 2015‑м, Виктория Скрипникова - в 2017 году. Всероссийский конкурс «Педагогический дебют» - краевой победитель, всероссийский лауреат Алена Минина, отмеченная дополнительно грамотой Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке и ценным подарком. Алена Давиденко стала победителем краевого конкурса «Педагог-психолог», лауреатом Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России», Светлана Луденкова победитель конкурса «Педагог-логопед». Гордится школа и призерами регионального конкурса «Год учителя закончился, век учителя настал». В 2013 году Татьяна Ревенок победила в номинации «Гражданская позиция», в 2018 году Виктория Скрипникова стала лауреатом. В багаже николаевских учителей также участие и победы в разные годы в конкурсе «Самый классный классный»: Надежда Миклашевская (2012), Юлия Анчиполивская (2013), Оксана Дейнекина (2015), Валентина Андрусенко (2017). И снова победа! Ее одержала на краевом этапе конкурса «Воспитать человека» Светлана Локтева. Учительский список наград и достижений пополнился. Особенно приятно, что произошло это в юбилейный для школы год. Как и то, что успехи и реальные дела прошлых лет позволили выйти школе на всероссийский уровень. Она стала федеральной площадкой по реализации проекта «Школа как ресурс развития личностного потенциала молодого поколения в сельской местности». Вот и теперь «вулканическая педагогика», построенная по аналогии с покорением вершины вулкана, будет, как никогда, кстати. Почему? Отрывок из эссе, которое написали учителя Николаевской сельской школы, размышляя об успешности в образовании, возможно, даст ответ на этот вопрос:
«С утра до позднего вечера движется по склону вулкана-исполина людской поток, кажущийся снизу одним целым. Но… этот поток состоит из отдельных людей, и каждый из них достигает успеха по-разному. Один взбегает на вершину за 2 часа, а другому на этот же путь требуется 10 часов. Один идет легко, без остановки, как бы играючи, а другому покорение очередного склона дается через усилие воли и напряжения всех физических и душевных сил. Так и в школе. Для того чтобы достигнуть успеха, нам всем (ученикам, учителям, родителям) необходимо устремляться единым потоком в направлении получения образования. В то же время помнить, что каждый - это отдельная личность со своими особенностями, а потому и успех, и движение к нему для каждого будут индивидуальны. Важно не бояться совершать ошибки. Ведь всем известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Мы на вершине Авачинского вулкана! Как много можно переоценить всего за несколько часов в иных условиях! И это, наверное, интереснее всего. Долгожданная победа. Справа - океан, слева - Корякский вулкан, внизу - облака и долины… Чем более труден путь, тем сильнее в конце его ощущаешь значимость достижения».

Елизово, Камчатский край